Разработка и принятие Закона Республики Алтай "Об особо охраняемых природных территориях и объектах РА"

Повторная и беспощадная рубка лесов и кедра продолжается, а неоднократные обращения со слезами на глазах жителей Турочакского, Чойского и других районов по этому поводу остаются без реакции со стороны органов власти и прокуратуры, хотя обещаний было дано много. Ожидания людей не оправдались.


Надеюсь, что парламентские слушания дадут новый толчок в деле защиты нашей природы и развитию республиканского природоохранного законодательства. Возлагаю большие надежды на комитет, возглавляемый В.К.Манышевым, что он достойно выполнит возложенные функции.
Вышесказанные обстоятельства побудили меня представить вам тему: "Разработка и принятие Закона РА "Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай: проблемы и перспективы". Возможно, кто-то из присутствующих в зале подумал, почему я выступаю с такой узкой темой, посвященной одному закону. На первый взгляд, действительно названная тема кажется узкой для парламентских слушаний, но в тоже время, по моему мнению, предложенная тема не носит частного характера, а наоборот, является масштабной, ибо затрагивает историю создания и действия одного из важнейших и актуальных законов республики. Такой разговор требует продолжения и каждый базовый закон должен быть предметом изучения и оценки его эффективности и действенности. У каждого закона есть авторы и корпус депутатов, голосовавших за его принятие и несущих ответственность. Требует изучения и та общественно-политическая и социально-экономическая ситуация, в условиях которой принимается тот или иной закон. Многое можно сказать о разработке и принятии наших первых законов, но в мою задачу сегодня это не входит. Скажу только, что мы шли трудной, не проторенной законотворческой дорогой, а двигались заросшей травой и мелким кустарниками тропой с множеством зигзагов и препятствий при отсутствии ориентирующих федеральных законов. Многие наши законы проходили тщательную подготовку, обсуждения и принятия. У меня на памяти ряд базовых и важных законов, назову один из них. Это Закон РА "О недрах и  недропользовании". Светлая память его автору прекрасной и исключительно добросовестной женщине Романцовой Г.С., председателю комитета по недрам Правительства РА. Как помню, накануне сессии мы с ней редактировали, готовили изменения и дополнения к проекту этого закона до часа ночи. Рад, что многие базовые, нужные законы, принятые в те годы, действуют до сих пор. Обычно сессии проходили два-три дня, не как сейчас, в течении двух-трех часов.
Что касается Закона РА "Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай", проект закона прошел достаточно трудный и продолжительный путь разработки и принятия. Первоначальный проект закона был рассмотрен на 4-ой сессии Госсобрания - Эл Курултай первого созыва 29-30 июня 1994 года. Проект закона от имени Правительства республики был представлен председателем Государственного Комитета по охране окружающей среды и природопользования В.К.Сабиным, из доклада которого усматривается, что законопроект был дважды рассмотрен на заседании Правительства, постоянной комиссии по экологии, природопользованию и промышленности, постоянной комиссии по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению, учеными-специалистами Сибирского отделения АН, Алтайского  и Горно-Алтайского университетов, гор-райсоветами республики, от всех поступали положительные заключения. В обоснование о необходимости принятия закона на сессии В.К.Сабин говорил, что оно "вызывается уникальностью нашей территории, её богатым животным и растительным миром, ландшафтным разнообразием и экосистемой Горного Алтая, что возлагает на власть и жителей республики особую ответственность за её сохранение не только перед нашими внуками, но и перед всем человечеством" (протокол 4-ой сессии, с.4). В пояснительной записке постоянной комиссии по экологии констатировалось "варварское отношение человека к природе, неразумное хозяйствование и недостаточная её правовая защищенность, что почти полностью истреблены отдельные виды животных и растений, вырублена кедровая тайга, уничтожаются памятники природы, втаптываются в грязь питьевые, лечебные, культовые источники, исчезают малые реки и вместе с ними затихает жизнь людей в поселениях" (ФР-690,оп.5, д.33, л.86)
В обсуждении предложенного проекта выступили 9 депутатов. Основная дискуссия развернулась вокруг понятия особо охраняемых природных территорий и их категорий (видов), поскольку в основу терминов были заложены определения по проекту ФЗ "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации", по которому ООТ и их виды названы как учреждения, а не как природные территории и объекты, различных категорий. Горячие споры состоялись, именно, по этим вопросам.
Из доклада В.К.Сабина видно, что от депутата Табаева Д.И. поступили предложения, а фактически новый проект, на 8 страницах, об изменениях и дополнениях обсуждаемого на сессии проекта, что, по словам Владимира Кучуковича, "усложняет рассмотрение и ставит в тупик" (протокол 4-ой сессии,с.5).
Скажу, что никакого тупикового положения не создавалось. Мои предложения носили принципиальный характер, учитывающий нормы международного права. Они, прежде всего, относились к понятийным терминологиям, что особо охраняемые территории - не учреждения, а природные территории и объекты, где могут создаваться различные научные и другие учреждения. Мои предложения касались и установления полномочий Госсобрания и органов местного самоуправления и по другим вопросам. Ввиду множества разногласий и отсутствия единства в позициях депутатов проект закона по предложению В.И.Чаптынова был направлен на доработку (Пост. сессии от 29 июня 1994г). Позднее, 16 октября того же года, состоялось совместное заседание четырех постоянных комиссий по экологии, по сельскому хозяйству, экономической политике, образованию, культуре и СМИ с участием их председателей В.В.Кудачина, В.Б.Карамаева, С.П.Пекпеева и В.В.Ромашкина. На заседании комиссии участвовали и поддерживали свои предложения В.К.Сабин и Д.И.Табаев. Были подготовлены заключения постоянной комиссии по экологии и постоянной комиссии по законодательству. Все 90 предложенных поправок были рассмотрены на 6-ой сессии Парламента, состоявшейся 2-4 ноября 1994 года. При обсуждении законопроекта выступили 12 депутатов. После рассмотрения всех поступивших предложений Закона РА "Об особо охраняемых территориях и объектах Республики Алтай" 4 ноября он был принят. Как говорили депутаты, этот закон мы "измучили", но был принят хороший закон, состоящий из 17 глав, 50 статей на 20 страницах. Он регулировал важные отношения в области организации, охраны и использования ООПТ и объектов, учитывал их особенности.
Не будет преувеличением, если скажу, что за прошедшие  годы данный закон показал свою жизненность и полезность в общенациональном, общенародном, республиканском, региональном и федеральном значении. Он послужил правовой базой аналогичных законов в субъектах РФ и федерального закона "Об особо охраняемых территориях Российской Федерации", принятого Госдумой 15 февраля 1995 года, т.е через 4 месяца после нас. Дело не только во времени принятия, а в его содержании. Многие понятия в федеральном законе были заимствованы из нашего закона, в т.ч. понятие ООПТ и их категории, как природные территории, а не как учреждения, о чем сказал выше. Для республики этот закон имел важное практическое значение для решения природоохранных задач.
За эти годы заинтересованными лицами принимались неоднократные попытки свести на нет отдельные нормы закона или вообще прекратить его действия под эгидой приведения в соответствия с федеральным законодательством, как они поступили по многим законам республики. Свои слова могу подтвердить тем, что за 20 лет принято 15 законов о внесении изменений и дополнений в названный закон; некоторые из них просто ненужные или ошибочные. Приведу один пример. Так, Законом РА от 25 сентября 2007 года внесены изменения в статью 22 Закон РА от 4.11.1994 года где изложена в ошибочной редакции, что "природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Республики Алтай….(далее не читаю)", а статья 34 изложена в редакции "Дендрологические парки и ботанические сады являются природными учреждениями Республики Алтай …". Откуда и как появились такие записи, трудно представить, поскольку как в нашем, так федеральном законах закреплено, что природные парки, дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми территориями, а не учреждениями. Этим же законом исключена статья 12- об участии общественности в организации, охране и использовании ООПТ и объектов, т.е фактически отмена конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.12 Конст.РФ) и их  участие в осуществлении контроля за экологической безопасностью.


Этим же законом от 25.09 2007 года исключены глава VI "Природные парки", глава X "Зоны покоя (природные резерваты)", глава XII "Зеленые (охранные зоны)", глава XIV "Другие формы заповедания, включенные или подготовленные для внесения в Список всемирного природного и культурного наследия" и глава XV "О посещении особо охраняемых природных территорий и объектов в экскурсионных, научно-исследовательских, спортивно-туристических и других целях". Ещё раньше, на 14-ой внеочередной сессии 16 сентября 2003 года были признаны недействующими и исключены из закона глава II "Государственные природные заповедники", глава IV "Национальные природные парки", глава XII "Зеленые (охранные) зоны".  О формальном подходе к работе над законопроектами свидетельствует принятие нового Закона РА "Об особо охраняемых территориях" 7 декабря 2012 года, который признал утратившим силу Закон РА от 4 ноября 1994 года. Новый принятый закон не могу назвать законом. Дело не только в том, что он всего на двух страницах из 4 статей и из 6 видов ООПТ как в федеральном законе, но в его названии отсутствует слово "объекты", исчезли упоминания о самой категории ООПТ и объектов таких, как зона покоя, зеленые (охранные) зоны, этнопарки, курортные и лечебно-оздоровительные территории, природно-хозяйственные парки и другие. Отсутствуют многие понятия ООПТ, природно-заповедного фонда, особенности и уникальности территории РА. Все это сделано, несмотря на статью федерального закона, где  предусматривается, что "Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения". Не установлены полномочия муниципальных образований, особенности использования таких территорий коренными малочисленными народами.
Из вышесказанного возникает первый вопрос - почему так случилось и как можно объяснить причины пренебрежительного отношения к собственным законам, интересам проживающих людей и республики? Это нежелание или неумение работать над законами или, наоборот, рвение показать свою активную работу и преданность указаниям сверху, а возможно, это умышленные, целенаправленные действия тех, кто работает над проектами законов или дающих на них заключения. Прежде всего, сказанное относится к правовым управлениям Правительства и Госсобрания - Эл Курултай, возглавляемым двумя красивыми женщинами, или это постоянное давление прокуратуры республики?
Из любой ситуации должен быть законный выход. На мой взгляд, он заключается в продуманном принятии и тщательном анализе эффективности действующих законов, как это происходит сегодня на ежегодных мониторингах по законодательству, где кроме высокопарных и самовосхваляющих слов от одних и тех же выступающих ничего не услышишь.
Вместе с тем серьёзно поговорить о состоянии и совершенствовании республиканского законодательства, как всегда, времени не хватает, а зато мы научились ругать старое законодательство. Бесспорно, с учетом новых требований времени и интересов людей необходимо изменять, дополнять и отменять устаревшие законы, но не делать это спонтанно, огульно и поспешно. Законотворчество действительно одна из древнейших и сложнейших сфер человеческой деятельности. Здесь недопустима как поспешность, так и длительная медлительность. Возникает естественный вопрос, как найти "золотую серединку"? Уверен в том, что законы нельзя принимать под политику, по указанию сверху или начальника местного уровня. Принятие некачественного закона ведет к трудностям его применения и различного толкования, как самого органа, принявшего закон, так судов общей юрисдикции и органов прокуратуры. На практике порой толкование судов оказывается выше закона, а оспорить ошибочность их решений трудно, как и постановления и определения Конституционного суда РФ.
Что же нам делать с Законом РА "Об особо охраняемых природных территориях Республики Алтай" в редакции 2012 года и с последующими изменениями и дополнениями?
Мне представляется здесь один выход - разработать и принять новый республиканский закон, в котором были бы закреплены все виды ООПТ и объектов Республики Алтай, особенности и уникальность её природно-заповедного фонда. Полагаю, что в таком законе обязательно должно найтись место зоне покоя "Укок" и объектам всемирного природного наследия ЮНЕСКО в номинации "Золотые горы Алтая" включенных в список по ходатайству Правительства Республики Алтай (Постановление от 13.09.1996 г. №179, подписано первым заместителем Председателя Правительства В.К.Сабиным). Интересно, что в этом Постановлении сделано поручение ныне ведущему парламентские слушания В.К.Манышеву, тогда председателя Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов подготовить и внести на рассмотрение Правительства РА поправки в Закон РА "Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Алтай".
Заканчивая свое выступление, хочу подчеркнуть, что о правовых проблемах охраны ООПТ и объектов попытался рассказать, а перспектива у нас есть, поскольку наши корни надёжные и основательные, испытанные временем. Это такие наши ценности как духовность, культура, традиции, любовь к родной Земле, наши добрые отношения между собой, желание сохранить уникальную природу Алтая, основываясь на прошлом жизненном и законодательном опыте, который может быть использован и значительно расширен в современных реалиях, ибо прошлое есть часть настоящего. В центре наших устремлений должны стоять только интересы республики и её народа.
Сохраним Алтай как особо охраняемую природную территорию, сохраним её статус и себя как жителей гор.
  Основной вопрос, который требует ответа, как быть с принятым в 2012 году законом "Об особо охраняемых природных территориях Республики Алтай"? Он как имеющий множество упущений не выдерживает никакой критики, а вносить в него большое количество изменений - дело трудное. Поэтому, исходя из своего опыта законотворческой работы, считаю нужным разработать закон "Об особо охраняемых природных территориях и объектах РА" в новой редакции, взяв за основу аналогичный закон 1994 года, но с учетом современных требований. При этом необходимо включить в закон исключенные статьи и дать юридически правильные понятия, бесспорно, не противоречащие федеральному законодательству и международным норам.


Д.ю.н., Заслуженный  юрист РФ, Действительный член Академии Естественных наук РФ, Заслуженный деятель науки РА, Д. И. Табаев


 
По теме
28 марта 2024 года сотрудниками Алтайского заповедника Романом Воробьёвым и Татьяной Клименко были сделаны первые кадры мохнатого хищника, вышедшего из берлоги к берегу Телецкого озера .
Большая свободная масса воды, высвобождающаяся при наводнениях, паводках или ливнях, не знает препятствий на своем пути.
Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения водного законодательства при использовании земельных участков возле Телецкого озера.
На прошлой неделе – 23 марта,  на Телецком озере в селе Яйлю , центральной усадьбе Алтайского биосферного заповедника , в третий раз было запланировано проведение мероприятия - встреча Нового года Jылгайак .
26 марта 2024 года начальник отдела по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай  Лукиных Наталья Вик
Парламентарии поддержали проект постановления ГС-ЭК РА «Об обращении Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Козлову А.А .
Принят разработанный Комитетом по экологии и природопользованию и министерством природных ресурсов и экологии Республики Алтай проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в статью 7 Закона Республики Алтай «О ре
22 марта Главный государственный санитарный врач Республики Алтай Елена Кичинекова приняла участие в заседании Рабочей группы при Главном Федеральном инспекторе по Республике Алтай по контролю за реализацией поручений и
21 марта во всём мире отмечается Международный день лесов .  Тема 2024 года: «Леса и инновации: Новые решения для лучшего мира».
Горно-Алтайской межрайонной  природоохранной  прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха  АНО ДО «Частный детский  сад «Бэбиленд» при  осуществлении деятельности
28 марта 2024 года сотрудниками Алтайского заповедника Романом Воробьёвым и Татьяной Клименко были сделаны первые кадры мохнатого хищника, вышедшего из берлоги к берегу Телецкого озера .
Биосферный заповедник
Большая свободная масса воды, высвобождающаяся при наводнениях, паводках или ливнях, не знает препятствий на своем пути.
Роспотребнадзор
Politsiya-814x612.jpg - МВД Республики Алтай В дежурную часть Отделения МВД России по Чемальскому району, от сотрудников районной больницы поступило сообщение о том, что с ножевыми ранениями к ним был госпитализирован 50 – летний местный житель.
МВД Республики Алтай
Уголовное дело по обвинению жительницы Турочакского района в причинении брату тяжкого вреда здоровью, в результате чего последний скончался, направлено в суд - Следственный комитет Турочакским межрайонным следственным отделом следственного управления СК России по Республике Алтай завершено расследование уголовного дела в отношении 48-летней местной жительницы, обвиняемой в совершении преступления,
Следственный комитет
Росгвардейцы почтили память боевых товарищей - Росгвардия Накануне Дня образования войск национальной гвардии Российской Федерации в кафедральном храме в честь преподобного Макария Алтайского была отслужена панихида по всем погибшим воинам,
Росгвардия
27 марта представители Роспотребнадзора по Республике Алтай  приняли участие в заседании  Республиканской межведомственной комиссии по охране труда.
Роспотребнадзор
26 марта  специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай  выезжали  в Чемальский район  с целью энтомологического обследования территории и учёта численности иксодовых клещей в окрестностях водопада Чечкыш.
Роспотребнадзор
Всемирный день поэзии - ГАГУ В минувший четверг в читальном зале библиотеки состоялось мероприятие «Читаем строки любимых поэтов», приуроченное к Всемирному дню поэзии.
ГАГУ
f_150_100_15790320_00_images_4ecc9f9e-cd39-4266-9d27-28eed4bbf122.jpg - Министерство культуры От всей души поздравляю вас с Международным днем театра! Театр – это удивительный мир, который очаровывает, увлекает, одухотворяет и несет в себе вечные идеи добра, справедливости и красоты.
Министерство культуры