Возвращаясь в «самое темя»…

В Онгудайском районе после долгого перерыва снова прошел фестиваль «Чике -Таманская весна». «Алтай фестивальный» — тема, которая поднимается время от времени на страницах республиканских СМИ, обретая особую актуальность с превращением нашего региона в один из центров отечественного туризма. Весь мировой опыт убедительно свидетельствует о том, что фестивальная тематика придает дополнительную привлекательность любому региону, но в условиях Горного Алтая эта же тематика обретает с каждым годом особую остроту. В чем это выражается, и что зависит сегодня от местных властей в создании яркого и самобытного имиджа нашего региона? С этих вопросов началась беседа нашего корреспондента с председателем Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай И.И. Белековым .

 

— Накануне нового туристического сезона мы можем много говорить о том же, что повторялось уже неоднократно в предыдущие годы, но при этом не задавать себе простой вопрос: а что же нового будет у нас в этот раз? Мир в наше время меняется стремительно, все перемены происходят у нас на глазах. Люди, бывающие в других регионах, а тем более за рубежом, все чаще говорят о постоянной готовности к тому, чтобы отвечать новым и новым вызовам нашего времени. Заимствовать чужой опыт мы уже не вправе, это считается дурным тоном. А как же нам остаться самими собой? Как сохранить лучшие традиции, которыми мы когда-то отличались? Вот над чем надо сегодня работать на всех уровнях власти.
Стать яркими и неповторимыми за счет чужого опыта мы никогда не сможем. Вот что надо понять нам и, исходя из этого, каждый день работать над созданием такого имиджа, которого нет ни у кого, кроме Горного Алтая. Да, это трудная задача, но другого пути у нас сегодня просто нет. Если, конечно, мы не собираемся превращаться в задворки Западно-Сибирского макрорегиона, имеющего, кстати, самые высокие шансы на процветание в ближайшей перспективе.

— А есть ли в этом необходимость — возрождать фестиваль, без которого республика обходилась больше десяти лет?
— Я скажу так: в середине 90-х годов время было куда труднее, чем сейчас. Рушились прежние устои, наши отцы и деды с трудом понимали смысл и значение того, что происходило у нас после горбачевской «перестройки». И я хорошо помню, как ехал по Чуйскому тракту в такое же примерно время, как сейчас, думал о каких-то хозяйственных проблемах, и вдруг… Я увидел цветущий маральник! Это было самое настоящее потрясение: что бы ни происходило в нашей жизни, и каких бы не было перемен вокруг нас, а маральник всегда будет цвести в положенный срок.
Я вышел из машины и долго стоял, околдованный этой красотой. Горы преобразились, они создавали настроение Праздника и вызывали в душе самые светлые чувства. И как-то само собой пришло название будущего фестиваля: «Чике-Таманская весна». С этим названием для меня было связано все новое, свежее, молодое. Это должен быть фестиваль творческой молодежи, и его настроение должно перекликаться со стихами Лазаря Кокышева, картинами Владимира Чукуева, светлыми песнями Николая Воинкова. Но как собрать в одном месте талантливую молодежь? Что могло объединить молодых поэтов и художников, музыкантов и ученых? Только идея фестиваля, и над ее воплощением мы сразу стали работать в правительстве республики.

— А в какой должности Вы в то время работали?
— В правительстве В.И. Петрова я был тогда заместителем председателя и отвечал в том числе за вопросы культурного строительства. Меня сразу поддержали, и в 1995-1996 годах в Онгудае прямо на центральной площади проходили первые фестивальные встречи. Творческие люди выступали под открытым небом, вместе с артистами приехали в район молодые ученые, они собирали фольклор по селам района, и даже врачи были среди гостей — они охотно занимались своей работой во время фестиваля. Это был, можно сказать, праздник духовного и физического здоровья для всего района.
Выступления артистов и музыкантов прошли на «ура» в райцентре и на Ине, в Хабаровке, Купчегене, Яломане… Никогда не забуду, как после завершения фестивальной программы жители Инегеня всем селом провожали нас, шли вместе с гостями целых пять километров, говорили слова благодарности и приглашали приезжать к ним еще. Стихи и песни, театральные постановки, живописные полотна вызвали живой отклик в самых отдаленных селах района, и мы увидели, что такой фестиваль нужен.

— Если говорить об атмосфере тех лет, то, как ее можно обозначить хотя бы вкратце?
— Это было время полной экономической свободы, никто этого отрицать сегодня не будет. Но одновременно это было еще и время полной внутренней свободы, и не будет никакого преувеличения в том, если я назову середину 90-х годов временем лучших надежд, которые появились сразу после образования Республики Алтай. В то время блистательно выступали ансамбли Владимира Кончева и Константина Малчиева, и тогда же зарождался новый ансамбль «Алтам» под руководством Айаны Шинжиной.
Впервые зрители увидели выступления Раисы Модоровой, их покорила тонкая поэзия Дьергелей Унуковой. Молодые ученые Тамара Садалова и Мира Демчинова уходили в своих изысканиях от привычных стереотипов, и я бы назвал их метод познания собственного народа работой «на пленэре», если воспользоваться языком наших художников. В рамках фестиваля возрождались традиции медицинского просвещения, и известным врачам Илье Байданову, Маргарите Чекурашевой и многим другим до сих пор дороги памятные встречи того времени.

— А можно ли сказать, что фестиваль «Чике-Таманская весна» в последующие годы развивался в сторону регионального уровня? Или он оставался чисто районным по своему значению?
— Ни в коем случае не районным. В дополнение к тем именам, которые я уже называл, могу сказать об участии в фестивальных программах художников Акчи Кыйынова, Эрендея Кантырова, наших прославленных музыкантов Болота Байрышева и Ногона Шумарова. А какой фурор произвел своим появлением на фестивале прежде безвестный кайчы Элес Тадыкин из Кош-Агачского района… Во второй половине 90-х годов блестяще выступал на фестивальных площадках русский народный ансамбль «Сиберия» из Усть-Коксинского района, фольклорная группа «Керуен» из Кош-Агача, многие городские коллективы.
Накапливая с каждым годом новый опыт, мы проводили в рамках фестиваля семинары, организовывали дискуссионные площадки. Но, к сожалению, нашлись в органах власти завистники, которым стало казаться, что у нас в республике «слишком много праздников». Где-то около трех-четырех лет шла эта волна критики, и, в конце концов, «хозяйственники» одержали верх…

— И на чем же им удалось «сыграть»?
— В бытность главой республики М.И. Лапшина они стали говорить, что фестиваль требует якобы слишком много расходов, хотя на самом деле никто даже не пытался их подсчитать. Нашлись и такие, которым не давал покоя тот факт, что фестиваль был (по их представлениям) как бы «онгудайским». У меня слов нет, чтобы объяснять таким людям: разве перевал Чике-Таман принадлежит одному только Онгудайскому району? Или у кого-нибудь повернется язык называть зону покоя Укок «кош-агачской» местностью? Или, например, Телецкое озеро — оно у нас «турачакское», что ли, или «улаганское»?


Если мы будем опускаться до уровня таких рассуждений, тогда и воспетое на весь мир село Манжерок будет «майминским», а памятник Шишкову — просто «манжерокским». Мне кажется, что развитию фестиваля «Чике-Таманская весна» помешали невежество в сочетании с бескультурьем, а в итоге вместо нас первыми стали проводить праздник «Цветение маральника» в соседнем Алтайском крае. В отличие от наших «хозяйственников», там больше дорожат крохотными предгорными участками, на которых цветет «алтайская сакура».

— Иван Итулович, как Вы думаете, еще не поздно убедить наших соседей, а с ними и всех гостей республики в том, что первородство в проведении такого праздника принадлежит нам?
— Мне кажется, что никого не нужно ни в чем переубеждать. Достаточно приглашать гостей к нам на фестиваль во время цветения маральника и проводить для них экскурсии от слияния Чуи с Катунью до перевала Чике-Таман. Тот, кто увидит нашу красоту хотя бы один раз в жизни, будет рассказывать всем о своих впечатлениях, и такие свидетельства ценнее всех реклам. Это такое наше богатство, которое мы пока еще не в состоянии оценить. Я точно знаю, что праздник цветения маральника, а с ним и фестиваль «Чике-Таманская весна», по своему значению могут встать в один ряд с прекрасной традицией проведения праздников цветения сакуры в далекой Японии.

— Вам приходилось бывать там? Скорее всего, это сравнение неслучайно…
— Да, мне посчастливилось весной 1984 года побывать в Стране восходящего солнца с выставкой традиционного алтайского костюма в Токийском университете. Я был там вместе с Владимиром Кончевым и директором нашего музея Риммой Еркиновой. Во время недельной поездки — а это был как раз апрель, пора цветения сакуры — мы увидели много интересного. У подножий вершины Фудзи мы были свидетелями исполнения обрядов поклонения цветущим деревьям. Посетили синтоистский храм. Меня поразил японский обряд повязывания белых лент на ветвях деревьев — это было похоже на древнейшие тенгрианские обряды. Находясь в Японии, я подумал вот о чем: сами по себе обряды почитания Природы сохранились у нас на Алтае даже лучше, чем там, но мы не научились соблюдать вместе с гостями обряды, связанные с любованием Природой.

— Вы считаете, что возрождение фестиваля этому поможет?
— Да, безусловно. И начинать нам нужно с сокровенного значения Чике-Тамана. Это не просто перевал, тем более это вовсе не «плоская подошва», как ошибочно переводят название священного перевала. Мы не можем себе позволить и дальше оставаться на таком же «плоском» уровне мировосприятия. Исконное звучание нашего перевала: Чике-Таба (в других вариантах – Тобе). И его название — одного корня с вершинами Табын-Богдо-Ула. В сакральном значении это «самое темя» Алтая, точнее даже — его «родничок». У алтайцев он всегда воспринимался живым, пульсирующим, и, во всяком случае, он явно не годится в «подошвы».
Возвышенное значение праздника «Чике - Таманская весна» для нас в том, что он призван давать жизнь молодым талантам. Мы обязаны возродить свой фестиваль, если, в самом деле, озабочены своим будущим.

— А можно ли считать, что нынешняя ситуация, которая складывается у нас в республике, чем-то похожа на годы застоя?
— Если говорить о начале 70-х, то я хорошо помню творческий подъем того времени. Но, к сожалению, наши поиски не всегда находили поддержку со стороны краевых властей. Люди моего поколения хорошо помнят, как талантливая молодежь покидала тогдашнюю автономную область, ехали кто куда, но чаще всего — в республики Средней Азии. Грустное было время, и именно тогда я написал свою песню «Кару алтай кыстарга», в которой попытался выразить простую мысль: у каждого из нас свои корни, и не надо от них отрываться. Но если бы только от нас это зависело…
Молодежи всегда нужда поддержка и забота. Мы честно должны смотреть правде в глаза: во всех столицах мира можем встретить теперь талантливую алтайскую молодежь — в Москве, Астане, Бишкеке, городах Китая и Турции, в США, в европейских столицах — везде есть наша творческая молодежь. Кто-то едет на заработки, а кто-то обретает там свою вторую родину. И мы обязаны задавать себе честный вопрос: что же заставляет их ехать на чужбину? Ведь если таланты не востребованы на родине, другого пути у молодежи не остается.

— Иван Итулович, говоря о первых годах фестиваля «Чике-Таманская весна», Вы называли многие имена, которые раскрылись во время его проведения. А есть примеры, когда наша молодежь раскрывает себя за рубежом?
— Выступления наших исполнителей в Казахстане и Турции всем известны. Прославленный сегодня коллектив «Алтай Кай» состоялся тоже в общем-то вдалеке от родины. Московские фестивали давно уже привычны для наших артистов, не говоря о других городах России. А вот сообщение из Мадрида: в апреле на конкурсе молодых талантов Елена Барбачакова из Турачака в финальном туре заняла третье место среди исполнителей. Ее наставница Татьяна Лобода получила международный сертификат, и как талантливый педагог она поделилась там своим опытом. Получив такое признание, она может теперь работать в любой из зарубежных стран.
О чем свидетельствуют такие примеры? Мы на уровне республики в какое-то время упустили из виду работу с талантливой молодежью, поддались настроениям «хозяйственников», и теперь вынуждены с большим трудом восстанавливать традиции 90-х годов.

— На ваш взгляд, нынешний фестиваль был удачным?
— Должен сказать, что мы не сразу взялись за его проведение. Несколько лет назад были самые первые попытки его возрождения, и мы увидели, что народу такой фестиваль по-прежнему нужен. Я видел, как Байрам Суркашев в прямом смысле слова ожил, видел совершенно новое настроение Шатры Шатинова, высокую оценку нашим инициативам дал Бронтой Бедюров. А в этот раз большую поддержку мы получили от Купчегенского сельского поселения по главе с его председателем Владимиром Павловичем Мандаевым. Глава Куладинского сельского поселения В.К. Паянтинова тоже помогала в меру сил и возможностей. Инициатива снизу нашла полное понимание со стороны главы района Мирона Георгиевича Бабаева. И, конечно, в районе по достоинству оценили личное участие в нынешнем фестивале министра культуры республики В.Е. Кончева.
К нам на фестиваль приехали монгольские артисты из Баян-Ульгия и Ховда, вместе с самодеятельными артистами выступал Болот Байрышев, а ансамбль Константина Малчиева прямо с фестиваля поехал выступать в Прагу и Париж. Интересными были выставки декоративно-прикладного искусства, мастера народных промыслов из Купчегеня, Кош-Агача и Улагана показали очень высокий уровень. И, что немаловажно, на нашем фестивале было очень много туристов — и это вселяет большие надежды на его будущее.

— Как Вы думаете, Иван Итулович, что требуется сегодня для достижения первого успеха?
— На мой взгляд, нужно взяться за его проведение всем муниципальным образованиям. «Чике-Таманская весна» должна проходить в духе здоровой состязательности, всем районным администрациям надо понять, в конце концов, что талантливой молодежи нужна постоянная поддержка. Министерство культуры вправе рассчитывать на долгосрочное сотрудничество в этом направлении с Ассоциацией муниципальных образований республики во главе с В.А. Облогиным. В следующий раз хотелось бы видеть большей активности со стороны наших творческих союзов, а всем общественным организациям я хотел бы пожелать только одного — забыть обо всех своих политических и иных разногласиях ради того, что помнить: без работы с творческой молодежью никакого будущего у нашей республики нет.

Беседовала Нина Снегирова.

 
По теме
Politsiya-814x612.jpg - МВД Республики Алтай В дежурную часть Отделения МВД России по Чемальскому району, от сотрудников районной больницы поступило сообщение о том, что с ножевыми ранениями к ним был госпитализирован 50 – летний местный житель.
МВД Республики Алтай
Уголовное дело по обвинению жительницы Турочакского района в причинении брату тяжкого вреда здоровью, в результате чего последний скончался, направлено в суд - Следственный комитет Турочакским межрайонным следственным отделом следственного управления СК России по Республике Алтай завершено расследование уголовного дела в отношении 48-летней местной жительницы, обвиняемой в совершении преступления,
Следственный комитет
Прокурором Республики Алтай Анатолием Богданчиковым поддержано государственное обвинение в отношении жителя Алтайского края, который признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.
Прокуратура Республики Алтай
27 марта представители Роспотребнадзора по Республике Алтай  приняли участие в заседании  Республиканской межведомственной комиссии по охране труда.
Роспотребнадзор
26 марта  специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай  выезжали  в Чемальский район  с целью энтомологического обследования территории и учёта численности иксодовых клещей в окрестностях водопада Чечкыш.
Роспотребнадзор
Всемирный день поэзии - ГАГУ В минувший четверг в читальном зале библиотеки состоялось мероприятие «Читаем строки любимых поэтов», приуроченное к Всемирному дню поэзии.
ГАГУ