В этом году у Валентины Валерьевны Курускановой состоялся в своем роде дебют, впервые ученики подготовленные молодым педагогом, сдавали ЕГЭ по русскому языку. Ребята успешно справились с экзаменами, результат многих — выше 90 баллов, а Артем Холманский по литературе набрал все 100.
О том, что в будущем ее жизнь будет связана с литературой, книгами Валентина Валерьевна знала еще в детстве. Когда-то ей хотелось стать сценаристом либо организатором культмассовых мероприятий, потом — журналистом, но время все расставило по местам, — она стала учителем.
Валентина Валерьевна окончила Горно-Алтайский государственный университет в 2010-м и в конце того же года начала работать в школе родного Верх-Уймона. Через несколько лет ее пригласили на должность учителя литературы в Республиканский классический лицей.
Поэтому для меня результат Артема не был неожиданностью. Я была уверенна в нем. По русскому до максимума ему не хватило всего одного балла. При этом он учился в группе с профильной математикой, то есть кроме математики, естественно, изучал физику и информатику. Все выпускные экзамены сдал на отлично. Поступил в Санкт-Петербургский университет на информационную прикладную математическую лингвистику с уклоном на английский язык. Мне, гуманитарию, сложно понять, как можно связать воедино такие разные предметы, но Артем точно нашел свое. Я уверена, в будущем он реализуется, может быть, даже станет выдающимся человеком своего времени.
С одаренными детьми проще работать, но к ним всегда нужно идти подготовленным – могут возникнуть любые неожиданные вопросы, причем спрашивают дети не просто потому, что хотят поставить педагога в какое-то неловкое положение, а потому, что им действительно интересно.
Да, очень сложный. Если кто-то рассуждает примерно так: не получается, например, с английским, сдам-ка я литературу — это большое заблуждение. Ни в коем случае нельзя «не читающему» ребенку выбирать литературу для сдачи экзаменов. Если хочешь получить высокие баллы, нужно разбираться в теории литературы, уметь приводить цитаты, будь то прозаический или поэтический текст, вести читательский дневник и многое-многое другое.
Мое личное мнение: чтобы на отлично сдать литературу, нужно любить этот предмет, иначе нельзя.
Многое зависит от ребенка. Какими бы ни были репетитор и учитель, если ученик не желает получать знания, не прилагает к этому усилий, результатов не будет. Учитель может только направить, подкорректировать, а, повторюсь, знания ребенок должен хотеть получить, чтобы обучение было успешным.
О ЕГЭ
Казалось бы, совсем недавно ЕГЭ вводился в российские школы в качестве эксперимента, а сегодня на смену старшим коллегам приходят молодые учителя которые сами сдавали Единый госэкзамен. К ним относится и Валентина Валерьевна, она вспоминает, что в ее школьные годы он казался чем-то пугающим.
Может большинство коллег со мной не согласятся, я считаю, ЕГЭ — это неплохо.
Есть такое ошибочное мнение, что к экзамену можно хорошо подготовиться месяца за два, но я даже не знаю таких предметов, по которым за такое время что-то можно сделать. Конечно, подготовку следует начинать заранее, как только определишься с предметами для сдачи экзаменов. Нужно составить план и методично двигаться к своей цели, тогда все получится.
Чтение — лучшее хобби
Как, наверное, у каждого учителя литературы, у Валентины Валерьевны главное хобби — это чтение.
Когда влюблен в свое ремесло
Эстетическое наслаждение от работы получаю от уроков литературы. Обожаю момент, когда урок начинается, я подвожу ребят к теме и вижу интерес в их глазах. Многие коллеги жалуются, что дети сейчас не читают, не желают читать, и это, к сожалению, действительно большая проблема — бич нашего времени, а мои дети, не могу сказать, что все, но большинство, читающие, с ними есть о чем поговорить, причем они такие мысли выдают, что думаешь: правда, как я не могла до этого додуматься!
К сожалению дети сейчас совершенно не хотят понимать Пушкина, я не знаю почему, наверное, просто другое время… Начитаются в Интернете сомнительных публикаций и начинают критиковать гения,
сейчас ведь много недостоверной информации, лживой мишуры, которая многое мешает правильно воспринимать. Особенно парни часто говорят: писатели — это лентяи, мол, не прилагая почти никакого труда, получают славу и признание. Тогда я предлагаю: вот вам бумага — пишите, будем читать ваши великие труды. В глубине души, конечно же, каждый из них понимает, насколько тяжел писательский труд, просто молодежи нужно выделяться из толпы, и кто-то пытается быть «не как все», отрицая очевидное. Очень люблю и применяю на своих уроках технологии развития критического мышления, арт-технологию и другие новаторские методы обучения, стараясь большинство уроков проводить не в обычном русле, а со своеобразными «фишечками».
Мне кажется, к любому ребенку можно найти подход и заинтересовать его. В моей практике были случаи, когда начинаешь урок по произведению и понимаешь, что ребенок его не читал и при этом высказывается: мол, ерунда все это. А к концу занятия, мнение уже кардинально меняется, он говорит: я прочитаю, я обязательно прочитаю, это интересно. Понимаю, что могу поставить двойку — он не готов к уроку, но цель-то моя в другом — заинтересовать.
В любой ситуации верить в себя, наше будущее зависит только от нас. Каждый мой выпускник — талантливая личность, у них все получится, если только верить в себя и делать все, чтобы мечты реализовались.
Беседовала Галина Ясакова