Учение Будды в Республике Алтай. Часть 2

Почти неделю, с 4 по 10 сентября продолжался первый официальный визит Главы традиционной сангхи России XXIV Пандито Хамбо-ламы Дамбы Аюшеева. Дамба Бадмаевич Аюшеев посетил Горно-Алтайск, где встретился с представителями власти и местной буддийской общины «Ак-Буркан», творческой интеллигенцией.

На второй день визита Хамбо-лама провел ритуал освящения места строительства буддийского храма (дацана) в селе Майма, микрорайон Алгаир-2. В основание будущего фундамента была заложена бумба, сосуд с благоприятными, драгоценными подношениями, символами учения, текстами, мантрами… Сверху на место, где была зацементирована бумба с помощью подъемного крана уставили большой камень. На следующий день отправился в ознакомительную поездку по республике, которая началась в Онгудайском районе.

Хамбо-лама и сопровождающая его делегация (первые официальные лица республики, ламы, последователи Учения Будды) посетили село Кайарлык, точнее бурханистический комплекс «Бозор-Таш» и Каракольскую долину, где расположена небольшая ступа (субурган), воздвигнутая в честь Боор-ламы. Вечером, в пять часов состоялась встреча в районном центре в Доме культуры.

Онгдой

Издалека можно было заметить молодых людей в характерной красной одежде лам и студентов дацана. Так же в глаза бросалось обилие сотрудников полиции на крыльце небольшого, в общем-то, районного ДК. К моменту начала встречи зал был полон, пришлось принести дополнительные стулья и скамейки, но они не очень спасли ситуацию, некоторые люди всю встречу провели стоя на ногах. За столом на сцене Глава традиционной Сангхи России сидел в окружении И.И. Белекова, спикера ГС ЭК, первого заместителя главы РА А.А. Сакладова, Б.Я. Бедюррова, представителей онгудайской районной администрации.

Очень часто Хамбо-ламу Дамба Аюшеева ошибочно называют главой российских буддистов, но это не совсем так. Учение Будды (Дхарма) проявляется в разных школах и направлениях в соответствии со способностями и склонностями людей. Дхарма вне политики. Буддист школы Дзогчен или Карма Кагью будет уважать в Дамбе Аюшееве знающего учителя, йогина-практика, политического лидера, но слушать все-таки ламу своей школы.

При этом политический вес XXIV Пандито Хамбо-ламы весьма значителен. С 2 августа 1995 года Дамба Бадмаеевич Аюшеев является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Входит в президиум Межрелигиозного совета России, президиум Межрелигиозного совета стран СНГ. Указом Президента РФ от 28 сентября 2005 года Дамба Аюшеев утвержден в качестве члена Общественной палаты Российской Федерации. Пандито Хамбо-лама также является членом Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести, вице-президентом Азиатской буддийской конференции за мир и по личному приглашению президента часто бывает в Москве.

Открывали встречу в Онгудае А.А. Сакладов и И.И. Белеков. Они дружно отметили, что визит Хамбо Ламы частично совпал с визитом в РА президента РФ. Кроме того, вспомнили о том, что без духовных основ невозможно развитие общества, в том числе экономическое, и поэтому вопросам «языка, культуры и духовности уделяется первостепенное значение». Грядет визит Его святейшества патриарха Кирилла и он так же пройдет на самом высоком уровне.

Те, кому уж доводилось слышать публичные выступления Дамбы Аюшеева с нетерпением ждали его слова, поскольку Дамба Бадмаевич уже весело и мощно проявил себя на предыдущих встречах. Наша речь, как ничто другое, отражает состояние нашего ума.

Ясный глубокий ум – понятная содержательная речь, сказанная «без бумажки» и с соблюдением логики и причинно следственных связей.

В Онгудае Хамб-лама сделал акцент на социально-политический аспект вопроса. Он отметил, что, несмотря на то, что в бурятских дацанах обучаются люди самых разных национальностей, традиционно буддийскими народностями в составе России считаются только калмыки, тувинцы и буряты.

Дамба Аюшев отметил, что выбор религии для народа всегда непростое дело и рассказал об истории своего бурятского народа, который насчитывает 50 родов. Буряты охраняли южные границы России и были казаками. В Забайкальском казачьем войске было 6 полков, из которых только 2 полка были русскими. Буддизм пришел в Бурятию из Тибета. Дамба-Даржа Заяев ушел в Тибет за учением и вернулся в 1731 году. Земляки его поддержали и южные буряты первыми начали принимать буддизм.

В 1741 году Дамба Заяев добился того, что российской императрицей Елизаветой за бурятским народом было закреплено право исповедовать буддизм (тогда как РПЦ имела намерение бурятов окрестить). Постепенно учение Будды распространялось среди населения Бурятии. В 1764 году Дама-Даржа Заяев, под юрисдикцией которого находилось только 5 дацанов, получил титул Пандито Хамбо-ламы, который подарила ему императрица Екатерина II в благодарность за объединение бурятского народа и создание миролюбивой нации. (Более подробно об институте Пандито Хамбо-ламы можно прочитать здесь http://asiarussia.ru/buddhism/288/ ). Это ускорило распространение буддизма.

Если в 1764 году 20 процентов бурятского народа были буддистами, то в 1831 году буддистами стали 60 процентов бурят. И только в 1900-х годах буддизм начали принимать западные иркутские буряты… В 1917 год функционировало 47 дацанов и 16 тысяч лам.

То есть только по прошествии 300 лет буддизм можно было считать национальной религией бурятского народа. Одна из причин такого медленного распространения заключается в том, что буддисты никогда не занимаются миссионерской деятельностью и не навязывают никому своего учения. Люди выбирают сами…

В Бурятии говорят на разных диалектах и до сих пор не все буряты друг друга понимают, всегда существовали междоусобицы, ссоры. Но их всех объединяет религия. Огромное пространство на котором проживают буряты от Красноярска до Моголии (примерно 2 000 км) стало единым благодаря учению Будды.

Дамба Аюшев уделил много внимания идее единства народа. И о том, как в наше быстроменяющееся время опасно метаться между сект. Народ может называться народом в том случае, когда есть что-то объединяющее. Он рассказал, что буддисты несут ответственность за благосостояние своего народа и о социальных проблемах современной Бурятии, одна из которых – отток молодежи из сел в большие города.

Дух и культура народа Бурятии сохраняется в сельской местности. Там же строили дацаны. Поэтому на одной из встреч с В.В. Путиным Дамба Аюшеев просил денег не на реставрацию дацанов, но на «социальную отару овец», для того чтобы главы сельских поселений раздавали овец малоимущим слоям населения с целью возрождения сельского хозяйства.

Хамбо-лама подчеркнул, что отношение к алтайцам у бурятов традиционно хорошее и что он сам лично приехал на Алтай не для того, чтобы кого-то учить или заниматься миссионерской деятельностью. А для того, чтобы посмотреть на алтайский народ, горы, «ощутить на себе алтайский характер» и составить впечатление о нашей республике. Конечно, не все в дружественной Бурятии было спокойно и просто, были сложные времена, были и склоки и раздоры. Но сейчас наступила стабильность и Дамбо Аюшев на должности Пандито Хамбо-ламы уже двадцать лет и по пять раз в году посещает Москву по приглашению президента РФ.

«Как представитель буддистов России я представляю свой народ», - продолжал Дамба Аюшеев, - «и все московские чиновники видят во мне азиата, одетого в ламскую одежду.

Они знают, что буддисты представляют самую миролюбивую, самую спокойную, самую уравновешенную и самую доброжелательную религию. Но при этом я всегда прекрасно знаю, что каждая религия обязана и должна себя защищать и для этого мы готовим кадры и первое, конечно, правило…буддисты должны помогать людям».

Далее Глава традиционной сангхи России рассказал, как люди в дацанах получают помощь, поскольку что в дацан люди не приходят от радости, в дацан люди приходят когда им плохо… О том, что советы ламы снова сопровождают человека на протяжении его жизни, и о том, как возрождаются некоторые правила и обычаи, например запрет алкоголя на похоронах и запрет женщинам ходить на кладбище. Кроме того, он пояснил, что дацаны и ламы существуют на пожертвования верующих, поскольку постоянные крупные спонсоры и поддержка государства приводят к финансовой наркозависимости.

Дамба Бадмаевич Аюшеев еще раз подчеркнул, что приехал на Алтай с добрыми намерениям, безо всякого желания вмешиваться в чью-либо жизнь. «Мы помогаем калмыкам и тувинцам, но не вмешиваемся в их дела». Он еще раз воздал должное богатой природе Алтая, «питательному» воздуху. «В некоторых местах можно не кушать, а дышать". «Я приехал с добрым сердцем, не собираюсь учить, доказывать или объяснять. Вы нормальные граждане России, самодостаточная нация, - сказал Хамбо-лама присутствовавшим в Онгудае на встрече, - я вам не угрожаю и надеюсь, что вы не будете угрожать мне»

Вопросы и ответы

Далее перешли к вопросам и ответам. Первый вопрос был о феномене Т.Д. Итигелове. Конечно хотелось бы опубликовать весь живой и интересный рассказ Дамбы Бадмаевича о Т.Д Итигелове, о том как было найдено нетленное тело…в целях экономии места приходитя его пропустить.

Второй вопрос был про феномен Исламского Государства. Дамба Аюшеев сказал, что по его мнению это радикально настроенные мусульмане, которые хотят завоевать мир. В каждой религии есть радикально настроенные элементы (хотя представить радикально настроенного буддиста автор этого репортажа так и не смог). Сам Дамба Аюшеев смело называл себя националистом, но при этом сказал, что он чувствует себя должным своим родителям, своему роду, своему бурятскому народу, своей родине и России, стране, в которой он сейчас живет. И этот здоровый патриотизм по-буддийски: работая на благо страны в которой ты живешь и родился, ты работаешь на благо людей, которые здесь также живут.

Чья вера белее?

Потом начли свои вопросы-выступления представители Ак-Тян. Первый молодой человек вместо вопроса начал рассказывать то ли некую историю, то ли делать заявления. Дамба Аюшев его резко остановил и начал задавать встречные вопросы. Следующий представитель этого движения более точно сформулировал вопрос: вы приехали диктовать свою религию или она нужна тем, кто у власти? В зале как-то решили, что это провокация. Поднялся шум, и ответа не было слышно. Хотя в начале встречи Дамба Аюшеев четко сказал, что буддисты никогда никому своих взглядов не навязывают.

Следующей вопросы задавала уже взрослая женщина. По ее словам выходило, что у алтайцев нет религии, есть свое верование и «наше божество природа». Чтобы истребить народ, надо убрать язык, обычаи, верования, сформировать манкурта. Грозит ли такая опасность бурятам? Как помогает буддизм? Для алтайцев есть угроза исчезновения? Будет ли процветание Алтая?

Дамба Аюшеев рассказал о том, что он, будучи Хамбо-ламой, делает для возрождения бурятского народа, который сильно пострадал в годы революции, сталинских репресиий и войн. Для того, чтобы вернуть бурятский язык, собирают обучаться детей и открывается бурятское радио. Восстанавливаются ремесла, но для этого надо работать и работать руками… «Моя задача чтобы в каждой семье было 50 овец, что бы в каждом селе имелся кузнец, токарный станок, мастеровые…Руки человека - от Бога». Если люди перестанут работать и начнут покупать китайский ширпотреб, то превратятся в варваров.

Возвращаясь к межконфессиональному диспуту Дамба Аюшеев сказал, что если буддисты не будут помогать своему народу, то будут никому не нужны. То же самое с Ак Тяном. Цели и задачи у всех одинаковые. И Дамба Аюшеев приехал просто поделиться своим пониманием. Очередному выступающему Хамбо-лама сказал, что говорит от себя, но пусть и ак-тяновцы говорят каждый от себя, а не от всего алтайского народа. Этот ответ встретил дружные аплодисменты.

Относительно закладки камня в фундамент будущего майминского дацана было сказано, что это инициатива алтайских буддистов, которые и пригласили Пандито Хамбо-ламу для проведения ритуала.

Потом неожиданно мирно и спокойно (после этих бурных дебатов) выступил онгудайский священник о. Сергий. Он поблагодарил за приглашение на встречу и призвал всех к миру, терпению и смирению, конструктивному диалогу. Давайте рожать детей, сажать деревья, давайте жить! Так можно охарактеризовать его обращение.

Подвел итоги встрече Б.Я. Бедюров. Он сказал, что история буддизма на Алате уходит вглубь столетий. Уже в VI веке с языков санскрита и пали переводились священные судуры (сутры) и вся алтайская культура пропитана духом учения Будды. (Кстати тоже самое могут сказать и многие гости Алтая, которые в алтайских национальных традициях и характере видят много черт общих с учением Будды).

Завершение

После Онгудая путешествие Хамбо-ламы продолжилась в Кош-Агачском районе, где он посетил в селе Кокоря музей теленгитской культуры и место ранее существовавшего буддийского храма Кёк-Орго. В XVIII веке в джунгарский период храм был покрыт голубой черепицей, откуда и произошло название села. Сегодня здесь сохранились лишь каменные обломки фундамента.

В Усть-Канском районе ключевым моментом поездки стало освящение ступы (субургана) в селе Яконур. Но до этого состоялась встреча с Усть-Канской администрацией, жителями сел района. Один из жителей Ябогана принес на встречу статую Будды, которую нашли при добыче гравия в карьере недалеко от села.

В Яконуре Пандито Хамбо-ламу Дамба Аюшеева встретили торжественно, красиво и в лучших традициях алтайского гостеприимства. Субурган расположен на частной территории Веры Егоровны Кыновой, которая и была инициатором этого строительства.

Рассказ о субургане, об истории его создания еще ждет своего часа. Ритуал освящения прошел успешно. После состоялась светская часть мероприятия: вручение памятных подарков, речи официальных лиц вопросы и ответы.

Дамба Аюшеев еще раз подчеркнул, что приняв буддизм алтайцы не потеряют свои верования, обычаи, культуру, природу и священные аржаны. Наоборот, они станут богаче. Они станут частью большого буддийского мира. Разве японцы потеряли свое своеобразие приняв буддизм? Нет. Европейцы-буддисты живут в современном обществе. Русские буддисты так же рассказывают своим детям сказку про серого бычка и одеваются так, как им нравится… Но у всех этих людей есть внутреннее, духовное богатство – взгляд Будды, освобождающий из оков сансары…

Завершилось мероприятие в Яконуре неформальным общением и щедрым застольем гостеприимных хозяев праздника. И далее, буддийская делегация поспешила в сторону города, аэропорта, чтобы успеть вернуться домой. Как изменится жизнь республики после визита XXIV Пандито Хамбы-ламы, изменится ли вообще? Время покажет.

Для всех желающих много фотографий событий этого сертября на нашей страничке в контакте http://vk.com/album-53253914_220956063 и http://vk.com/album-53253914_220956180

Светлана Макуха


 
По теме
Конфессии на Алтае объединились на выборах президента - Altai-Info.com Руководители ведущих конфессий и общественных организаций в Республике Алтай объединились, чтобы вместе принять участие в выборах президента России, которые стартовали сегодня в стране, сообщают «Чисто Новости» .
Altai-Info.com
Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий посетил воскресную службу в Храме Христа Спасителя - ЛДПР Сегодня, 10 марта, в Храме Христа Спасителя в Москве Председатель ЛДПР Леонид Слуцкий обсудил со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом гуманитарные миссии РПЦ за рубежом,
ЛДПР
Росгвардейцы почтили память боевых товарищей - Росгвардия Накануне Дня образования войск национальной гвардии Российской Федерации в кафедральном храме в честь преподобного Макария Алтайского была отслужена панихида по всем погибшим воинам,
Росгвардия
Чойским районным судом Республики Алтай продлен срок содержания под стражей обвиняемому жителю Чойского района за покушения на убийство в отношении двух и более лиц, совершенного особо опасным способом.
Чойский районный суд
14 марта около 19 часов 40 минут в с. Теньга Онгудайского района Республики Алтай, водитель 1986 года рождения, управляя личным автомобилем «Toyota Corolla», не имея права управления транспортным средством,
Газета Ажуда
27 марта представители Роспотребнадзора по Республике Алтай  приняли участие в заседании  Республиканской межведомственной комиссии по охране труда.
Роспотребнадзор
26 марта  специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай  выезжали  в Чемальский район  с целью энтомологического обследования территории и учёта численности иксодовых клещей в окрестностях водопада Чечкыш.
Роспотребнадзор
Всемирный день поэзии - ГАГУ В минувший четверг в читальном зале библиотеки состоялось мероприятие «Читаем строки любимых поэтов», приуроченное к Всемирному дню поэзии.
ГАГУ
f_150_100_15790320_00_images_4ecc9f9e-cd39-4266-9d27-28eed4bbf122.jpg - Министерство культуры От всей души поздравляю вас с Международным днем театра! Театр – это удивительный мир, который очаровывает, увлекает, одухотворяет и несет в себе вечные идеи добра, справедливости и красоты.
Министерство культуры