Очевидно, что такие шаги являются одновременно усилением политического влияния правоохранительных органов и свидетельством дальнейшего снижения статуса мэров. В то же время вопрос о бенефициариях от таких шагов пока открыт. Если в Ярославле основной удар оказался нанесен по оппозиции в лице "Гражданской платформы", то в Астрахани, наоборот, заговорили о повышении шансов на успех кандидата "Справедливой России" Олега Шеина на возможных досрочных выборах главы города. Потенциально в выигрыше могут оказаться и губернаторы - особенно в том случае, если за снижением статуса мэров федеральная власть подтвердит циркулирующие слухи о возможной новой муниципальной реформе.
Усилия губернаторов были сконцентрированы в ноябре на двух темах - принятии региональных бюджетов и обсуждении сценария проведения досрочных (или очередных) выборов в собственных территориях. Формирование бюджетов было чревато серьезными конфликтами. Снижение темпов экономического роста, необходимость перераспределения части расходов на социальные нужды в рамках реализации президентских указов - все это требовало ревизии обязательств перед местными элитными группами и создавало угрозу нарастания политических конфликтов. Кроме того, во многих территориях пришлось анонсировать сокращение работников администраций - что тоже чревато внутриаппаратными эксцессами. Однако указанные риски в целом удалось минимизировать и утверждение бюджетов прошло относительно спокойно. Вопрос же о влиянии снижения несоциальных расходов на функционирование региональных экономик в 2014 году пока стоит весьма остро. Кроме того, наличие бюджетных дефицитов в подавляющем большинстве российских регионов будет важным ограничителем экономической и политической автономности региональных администраций.
Одновременно значительно выросла активность глав регионов по лоббированию проведения досрочных выборов в своих регионах. Подобные попытки уже предпринимались накануне избирательных кампаний 2012 и 2013 годов, однако тогда федеральный Центр жестко сдерживал такие проекты, разрешив идти на досрочные выборы главам всего двух регионов - Рязанской области и Москвы. В настоящее время федеральная власть оказалась в двойственном положении. Сдерживать стремление губернаторов к досрочному переизбранию становится все труднее. Однако санкция на досрочные выборы большому числу губернаторов фактически поощряет нагнетание ожиданий ухудшения социально-политической конъюнктуры на 2015 год. Кроме того, федеральной власти придется в этом случае смириться, что часть политического эффекта от реализации президентских указов по повышению зарплат бюджетников по сути окажется "приватизирована" главами регионов в ходе предстоящей избирательной кампании. С другой стороны, досрочные выборы в регионах дают Центру и некоторые плюсы - например, снижение числа избирательных кампаний в регионах в период федерального электорального цикла 2016-2018 года.
Фактор возможных досрочных выборов в регионах актуализирует интригу вокруг соотношения сил между "Единой Россией" и Общероссийским народным фронтом (ОНФ). В течение осени между ними удавалось обеспечивать определенный баланс, устойчивость которого будет зависеть от итогов декабрьской конференции ОНФ. За исключением нескольких территорий сформированный корпус региональных отделений Фронта в целом лоялен губернаторскому корпусу - однако у федерального руководства фронта остаются инструменты для того, чтобы при необходимости скорректировать их позицию (список сопредседателей региональных отделений ОНФ см. в Приложении 2).
Михаил Виноградов, президент Фонда "Петербургская политика"
3 декабря 2013 года
Среднемесячный уровень социально-политической устойчивости
Январь 2013 6,67
Февраль 2013 6,58
Март 2013 6,63
Апрель 2013 6,65
Май 2013 6,64
Июнь 2013 6,52
Июль 2013 6,47
Август 2013 6,44
Сентябрь 2013 6,42
Октябрь 2013 6,40
Ноябрь 2013 6,46
Топ-10 событий месяца в региональной политике:
1. Крушение самолета в Казани
2. Арест и отстранение от должности мэра Астрахани Михаила Столярова
3. Принятие региональных бюджетов на 2014 год и трехлетних бюджетов
4. Попытки губернаторов ряда регионов пролоббировать назначение досрочных выборов на сентябрь 2014 года
5. Встреча Владимира Путина с участниками Съезда муниципальных образований
6. Назначение Михаила Меня руководителем новообразованного Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
7. Поражение Екатеринбурга в борьбе за проведение Экспо-2020
8. Победа заявки Красноярска на проведение зимней Универсиады 2019 года
9. Арест красноярского бизнесмена Александра Баталова
10. Отзыв Центробанком лицензий у ряда региональных банков
1. Регионы с максимальной устойчивостью (свыше 8 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц | Объем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.)* |
Томская область | 8,3 (8,1) | 0,2 | 3,3 |
Амурская область | 8,2 (8,0) | 0,2 | 4,4 |
Самарская область | 8,1 (7,9) | 0,2 | 8,5 |
Камчатский край | 8,1 (8,0) | 0,1 | 1,7% |
Сахалинская область | 8,3 (8,3) | 0,0 | 6,6 (5,8%) |
Ульяновская область | 8,1 (8,1) | 0,0 | 3,57 |
Магаданская область | 8,0 (8,0) | 0,0 | 0,8 |
Чукотский АО | 8,5 (8,5) | 0,0 | 2,6 |
Пензенская область | 8,5 (8,5) | 0,0 | 3,2 |
Хакасия | 8,6 (8,6) | 0,0 | 2,2 |
Мордовия | 8,0 (8,0) | 0,0 | 2,9 |
Калужская область | 8,3 (8,3) | 0,0 | 5,58 (13%) |
Ивановская область | 8,3 (8,3) | 0,0 | 2,7 |
Ямало-Ненецкий АО | 8,9 (9,0) | -0,1 | 9,6 |
Саха | 8,0 (8,2) | -0,2 | 10,4 |
Белгородская область | 8,2 (8,4) | -0,2 | 5,8 |
2. Регионы с высокой устойчивостью (от 7,0 до 7,9 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц | Объем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.) |
Коми | 7,8 (7,6) | 0,2 | 8 (12%) |
Ленинградская область | 7,2 (7,0) | 0,2 | 9,14 (14,4%) |
Костромская область | 7,3 (7,2) | 0,1 | 2 |
Новосибирская область | 7,2 (7,1) | 0,1 | 9,2 |
Московская область | 7,2 (7,1) | 0,1 | 25 |
Нижегородская область | 7,2 (7,1) | 0,1 | 10,7 |
Еврейская АО | 7,0 (6,9) | 0,1 | 0,65 |
Тамбовская область | 7,9 (7,9) | 0,0 | 2,4 (7,5%) |
Кемеровская область | 7,8 (7,8) | 0,0 | 11 |
Тюменская область | 7,7 (7,7) | 0,0 | 4,4 |
Тыва | 7,5 (7,5) | 0,0 | 0,4 |
Вологодская область | 7,2 (7,2) | 0,0 | 3,2 (9,6%) |
Ханты-Мансийский автономный округ | 7,5 (7,6) | -0,1 | 21,1 (11,2%) |
Ростовская область | 7,5 (7,6) | -0,1 | 4,2 |
Иркутская область | 7,3 (7,4) | -0,1 | 10,4 |
Марий Эл | 7,3 (7,4) | -0,1 | 1,7 (7,8%) |
Санкт-Петербург | 7,0 (7,1) | -0,1 | 47 |
Ненецкий АО | 7,6 (7,8) | -0,2 | 2,5 |
3. Регионы со средней устойчивостью (от 6,0 до 6,9 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц | Объем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.) |
Приморский край | 6,5 (6,3) | 0,2 | 6,3 (7,9%) |
Оренбургская область | 6,4 (6,2) | 0,2 | 8,3 |
Тульская область | 6,4 (6,2) | 0,2 | 6,8 (11%) |
Челябинская область | 6,3 (6,1) | 0,2 | 12,3 |
Бурятия | 6,8 (6,7) | 0,1 | 2,9 |
Чувашия | 6,6 (6,5) | 0,1 | 3,2 |
Псковская область | 6,6 (6,5) | 0,1 | 5,4 (37,4%) |
Новгородская область | 6,5 (6,4) | 0,1 | 2 |
Хабаровский край | 6,2 (6,1) | 0,1 | 5,5 |
Забайкальский край | 6,1 (6,0) | 0,1 | 3,8 |
Липецкая область | 6,1 (6,0) | 0,1 | 4,6 (10%) |
Кировская область | 6,0 (5,9) | 0,1 | 4,87 (10,7%) |
Курская область | 6,9 (6,9) | 0,0 | 4,1 |
Чечня | 6,6 (6,6) | 0,0 | Нет данных |
Адыгея | 6,5 (6,5) | 0,0 | 0,32 (2,6%) |
Москва | 6,3 (6,3) | 0,0 | 147,8 (9,8%) |
Краснодарский край | 6,0 (6,0) | 0,0 | 10,4 (5,6%) |
Алтайский край | 6,7 (6,8) | -0,1 | 2,7 |
Башкортостан | 6,7 (7,0) | -0,3 | 15 |
Свердловская область | 6,5 (6,9) | -0,4 | 25,5 |
Татарстан | 6,4 (6,9) | -0,5 | 9,6 |
4. Регионы со слабой устойчивостью (меньше 6,0 баллов)
Регион | Текущий рейтинг (рейтинг за предыдущий месяц) | Динамика за месяц | Объем дефицита в бюджете 2014 года (млрд руб.) |
Владимирская область | 5,5 (5,2) | 0,3 | 3,1 |
Карелия | 4,9 (4,6) | 0,3 | 3,1 |
Смоленская область | 4,3 (4,0) | 0,3 | 3,5 |
Волгоградская область | 5,9 (5,7) | 0,2 | 10,8 (19%) |
Воронежская область | 5,9 (5,7) | 0,2 | 11,5 (15%) |
Пермский край | 5,8 (5,6) | 0,2 | 13,8 |
Калининградская область | 5,8 (5,6) | 0,2 | 3,86 |
Красноярский край | 5,8 (5,6) | 0,2 | 22,7 |
Саратовская область | 5,8 (5,6) | 0,2 | 7,3 |
Мурманская область | 5,1 (4,9) | 0,2 | 8,3 (16%) |
Курганская область | 5,0 (4,8) | 0,2 | 3,9 |
Ярославская область | 4,8 (4,6) | 0,2 | 5,9 |
Северная Осетия | 3,9 (3,7) | 0,2 | 1,24 |
Калмыкия | 3,7 (3,5) | 0,2 | 0 |
Кабардино-Балкария | 3,4 (3,2) | 0,2 | 2,7 |
Ингушетия | 2,5 (2,3) | 0,2 | Профицит 0,35 |
Ставропольский край | 5,6 (5,5) | 0,1 | 6,7 (9%) |
Омская область | 5,4 (5,3) | 0,1 | 7,5 |
Брянская область | 5,0 (4,9) | 0,1 | 0,6 (1,96%) |
Рязанская область | 4,9 (4,8) | 0,1 | 3,7 |
Карачаево-Черкесия | 4,6 (4,5) | 0,1 | 0,07 |
Архангельская область | 4,2 (4,1) | 0,1 | 6,7 |
Дагестан | 1,6 (1,5) | 0,1 | 2,4 |
Удмуртия | 4,5 (4,5) | 0,0 | 6,3 |
Республика Алтай | 5,6 (5,7) | -0,1 | 0,017 |
Тверская область | 5,3 (5,4) | -0,1 | 2,4 (6,3%) |
Орловская область | 4,6 (4,7) | -0,1 | 2,9 |
Астраханская область | 5,9 (6,5) | -0,6 | 4 (14,4%) |
В медиарейтинге первых лиц столиц субъектов СФО Виктор Облогин, глава Горно-Алтайска, занял по итогам ноября 13-е место из 15 возможных по версии "Медиалогии" . Меньше сообщений, чем о господине Облогине, согласно результатам исследования, в ноябре было лишь о главе Кызыла Дине Оюн и аутсайдере списка сити-менеджере Улан-Удэ Евгении Пронькинове. За пределами первой десятки также оказались глава Барнаула Людмила Зубович (12) и ее коллега из Улан-Удэ Александр Голков (11).