Состоится ли объединение Курултая?

Прошло несколько месяцев со дня поведения в долине Кабайлу Межелик, недалеко от села Ело, Онгудайского района Улу Курултая алтайского народа, созванного по решению Тос Торгоо. По замыслу организаторов, он должен быть объединительным. К сожалению, ни Великого, ни Большого Курултая не состоялось. Объединение двух Курултаев осталось благими намерениями, ожидания людей не оправдались. Между тем, данный вопрос не может долго оставаться открытым. Он требует не только разъяснительного ответа, а переходит в русло практического решения. Думаю, что мы должны покончить с взаимными упреками и обвинениями в адрес друг друга, прозвучавшими в печати как до Курултая в Межелике, так и после.  

В своей статье не собираюсь кого-либо обвинять или критиковать, а намерен высказать своё мнение не только о причинах раскола в общественном движении алтайского народа, но и ответить на вопросы, прозвучавшие в печати, в частности, о легитимности последнего Курултая в Межелике, о чем спрашивал в своей статье К.Кергилов.   

Начну со сравнения и истории. Если первые Курултаи, когда Эл Башчи избирались Ю.В.Антрадонов, К.Ш.Шлыков, В.К.Амургушев, Б.К.Алушкин, проработавший два срока, были организованы и проведены в основном без нарушения действующего законодательства и собственных уставов, то последующие курултаи были проведены с нарушениями Федерального Закона «Об общественных объединениях» (19.05.1995) и уставов, такие нарушения начались по окончании второго срока полномочий Б.К.Алушкина, когда Курултай не был созван, передача этой общественной должности произошла не на Курултае, а на собрании глав муниципальных образований и госслужащих 31 марта 2011г. Вместо Бориса Кундулеевича Эл Башчи был избран Э.Г.Татин, занимающий в то время должность первого заместителя мэра Горно-Алтайска. Его ожидало большое будущее, но по вине исполнительной власти и собственной ошибки оно не состоялось. Он в дальнейшем отошел от общественной деятельности и государственной службы. Надеюсь, что Э.Г.Татин вернется на политическую арену.

В противовес указанному «правительственному» Курултаю 16 апреля 2011г. был созван и проведен альтернативный «народный» Курултай, на котором Эл Башчи был избран У.А.Князев. Однако, Управление юстиции в связи с нарушением закона ни Э.Татин, ни У.Князев в качестве Эл Башчи не были зарегистрированы. Обеим 13 мая 2011 года было отказано в регистрации. Ища выход из создавшегося положения, Правительство созвало 31 мая 2012 г. следующий Курултай, в состав которого вошли представители муниципальных и государственных органов. Курултай состоялся в Драмтеатре. Участников пускали на него по строго отобранному списку своих «сторонников». Позднее этот Курултай в народе получил название «чиновничий». Меня и других «несторонников» в списке не оказалось. Заседание Курултая вел Г.П.Сумин, тогдашний министр труда и социальной защиты населения. Организатором и «тайным» советником явился  Ю.В. Антрадонов- первый заместитель Председателя Правительства. Как мне помнится, он ранее на заседании Тос Торгоо в актовом зале Дома печати согласился провести объединительный Курултай, но этого стараниями властей не произошло. Должность Эл Башчи занял Б.Я.Бедюров, известный деятель в республике. Перечисление всех его регалий и званий заняло бы немало газетных страниц. Несмотря на некоторые нарушения, этот Курултай и его руководитель были зарегистрированы. Однако борьба на этом не закончилась. По инициативе ряда учредителей 16 июня 2012 г. было организовано и проведено Учредительное собрание (не Курултай), на котором была создана общественная организация «Общественное движение алтайского народа «Алтай калыктын Курултайы», председателем которого был избран В.Д.Кудирмеков. Управление юстиции, не найдя нарушения закона, зарегистрировало и эту организацию. И начали параллельно действовать два Курултая, но сроки избрания их истекали соответственно 31 мая 2015 и 16 июня 2015 г., а дата выбора нового Курултая не была определена, хотя обстоятельства диктовали  необходимость созыва и проведения объединительного Курултая. Инициатором по его созыву выступил В.Д.Кудирмеков, который выразил свою готовность к созданию единого Курултая, о чем свидетельствует его обращение и проведение трех Тос Торгоо в турбазе «Эзелик» недалеко от села Боочи Онгудайского района, любезно представленной Д. Аилдашевым. На первом заседании 6 июня обсуждались общие вопросы подготовки и проведения Улу Курултая в Межелике. На втором заседании 13 июня присутствовали первый заместитель Председателя Правительства Н.М.Екеева, Эл Башчи Б.Я.Бедюров, некоторые зайсаны и другие приглашенные лица. На нем была согласованна проведение 27-28 июня в Кабайлу Межелик Улу Курултая (Съезда). По непонятным причинам Б.Я.Бедюров и его сторонники отказались от участия на этом Курултае. В такой обстановке проведение Улу Курултая было под большим вопросом и перед последним заседанием Тос Торгоо 20 июня я рассказал В.Кудирмекову о своих сомнениях и попросил отложить проведение Улу Курултая, довести мое мнение до членов Тос Торгоо, но этого сделано не было. Возможно, Василий Дмитриевич рассчитывал на благоприятный исход своего избрания Эл Башчи. Межу тем в период подготовки к Улу Курултай были допущены нарушения закона и устава. Основная ошибка сводилась к тому, что формирование делегатов на Курултай фактически было пущено на самотек, поскольку их выдвижение по районам и по городу не производилось, численность делегаций не устанавливалась. Каждый желающий мог приехать и присутствовать на заседании Курултая и участвовать в голосовании.                           

Процедура проведения Курултая также четко не была регулирована. Так и произошло. По докладу мандатной комиссии на Курултай прибыли 247 человек, вместо ожидаемых 1- 2 тысяч. Как выяснилось, приехали  не делегаты, а просто желающие, прибывшие самостоятельно и по зову сердца. В числе участников Курултая оказались В.И.Петров и я, приехавшие как заинтересованные лица. Скажу, что само мероприятие на месте было организованно хорошо: встреча, регистрация участников, питание, техническое обслуживание,  представление копии документов и культурная программа. При утверждении повестки дня попросил слово и предложил рассмотреть только отчет В.Кудирмекова и обсудить проблемы, которых накопилось много, а выборы нового Эл Башчи и принятие  Устава организации отложить до проведения объединительного Курултая, ибо на данном Улу Курултае его участники не правомочны принимать какие – либо решения. Для убедительности говорил, что даже если прибыли 5-10 тыс. участников, то выборы Эл Башчи будет не легитимными и Управление юстиции, во всей вероятности, откажет в регистрации организации, ее Устава и нового Эл Башчи, но мои слова остались не услышанными.

Одна молодая женщина, держа в руках Конституцию РФ, кричала, что она юрист и по Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Алтай народ является источником и носителем власти, поэтому присутствующие на Курултае имеют право избрать Эл Башчи и предложила кандидатуру Мергена Теркина. С ней при большом шуме и криках не стал спорить и доказывать, что по Конституции РФ только многонациональный народ России признается носителем суверенитета и единственным источником власти (п.1 ст.3 Конст.РФ), а народы субъектов Федерации не обладают такими правами, в том  числе и народ Республики Алтай. По решению Конституционного суда России от 07 июня 2002г. нам было предложено исключить из текста Конституции РА нормы о суверенитете народа, также как источнике и носителе власти, что мы и сделали...

Если такой Кулултай проходил до революционных событий 1917 года, то его решение было бы законным и правильным и никто не оспорил,  бы его правомочность. А теперь совершенно другая ситуация. Присутствующим на этом Курултае представитель Правительства В.С.Торбоков пытался разъяснить закон, но его также не захотели услышать, а уполномоченный от юстиции не присутствовал.

Полагаю, что избрание Эл Башчи произведено с нарушением законодательства и устава. На второй день число участников Курултая значительно уменьшилось. Многие уехали, в том числе  и мы: В.Петров, А.Айташев и я. Вместо уехавших приехали новые люди, в основном сторонники М.М.Теркина, из ближайших сел. Два кандидата на должность Эл Башчи оказались в неравном положении. Голосовали стоя. В одну сторону становились сторонники Мергена Теркина, а в другую - Василия Кудирмекова. Подсчета голосов не производилось. Большинством голосов своих земляков Эл Башчи стал Мерген Михайлович Теркин. О нем мы мало знаем. Сумеет ли он сплотить алтайский народ и решать сложные задачи, стоящие перед Курултаем, покажет время. Никто не сомневается, что он хороший человек, фермер, помогает своим землякам, но этого для Эл Башчи крайне недостаточно. В.Д.Кудирмеков много сделал для становления Курултая и защиты интересов народа, внес ряд предложений в Правительство РА.    Он был реальным кандидатом.

Достиг ли своей цели Улу Курултай? По мнению большинства, он не продвинулся вперёд и  не достиг своей цели. Об этом мы можем судить по публикациям в печати, появившихся после  Курултая. Журналист Амыр Айташев дал такую оценку: «Курултай ни о чем» (газ. «Листок» №26, 01.07.15), молодой юрист Таир Бодрошев назвал его «потешным районным собранием сторонников Теркина», Сергей Кныев-Акай Кине высказался более жестко: «Не Курултай, а диктат каракольской группы...» (газ.РS, № 33, 22.07.15. ). Карыш Кергилов назвал Курултай «пестрым, плюнувшим нам в лицо» (газ. РS, №27 08.07.15), Боронтой Бедюров: «От объединения единства народа больше не станет», проявился «настоящий туземный Курултай» (газ. РS, №27, 08.07.15). Зная эту проблему и не разделяя такие надуманные высказывания автора указанной статьи, могу сказать, что к таким словам прибегали в период событий 1904, 1917-1918 годов чины полиции, чиновники царской администрации, церковнослужители, члены Бийского уездного совета и иные лица, оправдывающие применение принудительных мер к инородцам,  выступающих против предоставления Горному Алтаю и его населению самостоятельности и права выхода из состава уезда. Касательно каракольских ак-jановцев - не слышал и не читал такие призывы и заявления с их стороны. Единственная цель, которую они преследуют – это сохранить священный Алтай и его природу для будущих поколений, о чём недавно говорил в своём интервью новый Эл Башчи М.М.Теркин. Думаю, что данная проблема не только онгудайская, а всех нас: алтайцев, русских, казахов и других, проживающих на Алтае. Мной своё время было сделано обращение к населению республики «Сохраним Алтай для будущего» (газ.«Листок», 31.12.2007). Считаю, что не имеет под собой почвы также обвинение ак-jановцев в разжигании религиозной и национальной вражды, видя  в их борьбе за сохранение алтайской веры Ак-jан, экстремизм. Нельзя принудительно вводить буддизм, как и другие религии, не учитывая наши исторические корни, наш менталитет. Для выяснения мнения коренного народа следовало бы провести общественный опрос или референдум. Не хотелось бы возврата ко второй половине XIX столетия, когда насильно осуществлялось крещение алтайцев, результаты которого ощущается до сих пор. Это потеря обычаев, традиций, в конечном счете, родного языка и национальной культуры и т.д. Мы также разделены сегодня по верованию, сеокам и численности коренного населения (КМН). Исторические религии свидетельство того, что множественное разделение одного народа ни к чему хорошему не приводило. Такой народ становится легкой добычей хищных завоевателей. В своей статье не могу оставить без ответа и вопрос, почему мы разобщены тремя курултаями (Бедюровским, Кудирмековским, Теркинским). Начиная с 2011 года проведено пять Курултаев, но объединения так и не произошло. Почему?

Первая причина.  Возможно, она главная и заключается в том, что усилиями многих, как из числа нас самих, так и со стороны делаются попытки увести коренной народ от своих исторических корней – быть хозяевами родной земли и сохранить свои вековые обычаи. Сторонники другого подхода и взгляда полагают, что в новых условиях старые формы общественных отношений наших предков неприемлемы, поэтому предлагают отказаться от зайсанства, проведения Курултаев, родовых собраний или встреч сеоков, выбора Эл Башчи, считая их  пережитками прошлого. Думаю, что использование народных форм взаимоотношений, управления, хозяйствования и просто в жизни, не должно затухать, а наоборот, сильнее разгораться. Не случилось бы непоправимое, ведь утратив свой корневой стержень и духовность, мы  потеряемся бы как народ.

Вторая причина. Действующая власть не заинтересована и не способствовала становлению и укреплению алтайского общественного движения «Алтай - Курултай», вмешиваясь в его деятельность, ограничивала её, препятствовала проведению курултаев, инициаторами которых выступали Тос –Торгоо или учредители от общественности, а также не воспринимала избранных на них Эл Башчи, выдвигая своих ставленников. Правительством РА не приняты меры по реализации предложений Курултаев и Тос Торгоо, в том числе последние более 20 предложений.

Третья причина - отсутствие правовых норм, четко и всесторонне регулирующих деятельность общественного движения и организаций коренного народа. Каждый раз при проведении Курултая и принятии решений ощущается нехватка таких правовых актов. Ещё раз повторюсь, что необходимо довести до конца принятие основополагающего закона РА «О родовой общине алтайцев», который ранее Госсобранием - Эл Курултай был одобрен, но бывший Глава РА С.И.Зубакин наложил вето без указания причины. В дальнейшем попытки внести его на повторное рассмотрение Парламента не были поддержаны депутатами. В период председательствования И.Э.Яимова и И.И.Белекова этому проекту не был дан ход, и он до сих пор  лежит в архиве Госсобрания. Серьезной юридической доработки требует Устав Курултая, который содержит нормы не соответствующие федеральному законодательству, на что неоднократно указывали органы юстиции.

Четвертая причина. Она простая и выражается в амбиции и противостоянии руководителей Курултаев по частным и общим вопросам, отсутствии единого подхода к формированию и  полномочиям Курултая и по его отношению органам власти.

  Так продолжаться дальше не может. Объединение Курултаев снова поставлено в повестку дня. Его проведение стало обязательным, в связи с истечением срока полномочий Б.Я.Бедюрова и В.Д.Кудирмекова и созданных им организаций, а вновь избранный Эл Башчи М.М.Теркин и принятый на Улу Курултай Устав не прошли регистрацию и пройдут ли они её, трудно сказать. Таким образом, все три курултая не обладают юридическим правомочием. Выход один – ускорить созыв и проведение нового Курултая. Для этой цели нужно создать Оргкомитет из числа представителей каждого Курултая. Необходимо четко определить численность делегатов от каждого района и города, провести такой Курултай не позднее 1 декабря текущего года. Этот Курултай должен быть проведен без нарушения закона и устава. Тогда легитимность такого Курултая ни у кого не вызовет сомнения, и он успешно преодолеет регистрацию и полноценно начнет работать. Свою правильную позицию, способствующую деятельности Курултая, займет и Глава РА, Председатель Правительства А.В.Бердников. В Тос Торгоо будут избраны достойные, работающие и преданные люди, ни у кого не должно вызвать сомнения, что Курултай и Эл Башчи являются важнейшими звеньями в общественно-политической системе республики. Со всякими разговорами о их ненужности надо покончить. Особого внимания заслуживает личность Эл Башчи. Им должен стать авторитетный, пользующийся уважением у населения человек, имеющий опыт и необходимое образование. Главное требование к нему - это иметь непоколебимый характер и желание защищать интересы народа. Как показывает время и практика работы Эл Башчи,  его проживание в отдаленных селах значительно суживает поле его деятельности, поскольку он оторван и не участвует во многих мероприятиях, проводимых в столице республики. Эл Башчи должен уметь  добиваться выполнения решения Курултая и Тос Торгоо, адресованных органам власти. Он не должен делать заявлений, обращений и подписывать протоколы намерений без согласования с членами Тос Торгоо, как получилось с поддержкой строительства газопровода «Алтай» в Китай. Народ верит и надеется на Курултай и Эл Башчи на свою защиту. Недопустимо, чтобы такая надежда угасла.

  С уважением,

Д.ю.н., Заслуженный юрист РФ,

Заслуженный деятель науки РА ,член Союза журналистов

Д.И.Табаев.                   

Примечание: материал не вышел вовремя из-за обстоятельств. Связанных с обыском в редакции «Листка».


 
По теме
Politsiya-814x612.jpg - МВД Республики Алтай В дежурную часть Отделения МВД России по Чемальскому району, от сотрудников районной больницы поступило сообщение о том, что с ножевыми ранениями к ним был госпитализирован 50 – летний местный житель.
МВД Республики Алтай
Уголовное дело по обвинению жительницы Турочакского района в причинении брату тяжкого вреда здоровью, в результате чего последний скончался, направлено в суд - Следственный комитет Турочакским межрайонным следственным отделом следственного управления СК России по Республике Алтай завершено расследование уголовного дела в отношении 48-летней местной жительницы, обвиняемой в совершении преступления,
Следственный комитет
Росгвардейцы почтили память боевых товарищей - Росгвардия Накануне Дня образования войск национальной гвардии Российской Федерации в кафедральном храме в честь преподобного Макария Алтайского была отслужена панихида по всем погибшим воинам,
Росгвардия
27 марта представители Роспотребнадзора по Республике Алтай  приняли участие в заседании  Республиканской межведомственной комиссии по охране труда.
Роспотребнадзор
26 марта  специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай  выезжали  в Чемальский район  с целью энтомологического обследования территории и учёта численности иксодовых клещей в окрестностях водопада Чечкыш.
Роспотребнадзор
Всемирный день поэзии - ГАГУ В минувший четверг в читальном зале библиотеки состоялось мероприятие «Читаем строки любимых поэтов», приуроченное к Всемирному дню поэзии.
ГАГУ