Тема: «Обзор нормотворчества Республики Алтай в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства за I квартал 2017 года»

Фото: to02.minjust.ru

В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (01.12.2016) Президентом Российской Федерации было отмечено, что «свобода предпринимательства важнейший экономический и общественно значимый вопрос. Именно вот этим – свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства – мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать».

Юридический институт малого и среднего предпринимательства базируется на положениях Конституции  Российской Федерации, в соответствии с которыми в Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34).

Понятие предпринимательской деятельности установлено в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, урегулированы Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016 № 265-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).

В статье 7 Федерального закона № 209-ФЗ обозначены правовые меры, с помощью которых государство может оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Статьями 9, 10, 11 Федерального закона № 209-ФЗ разграничиваются полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в части оказания поддержки.

В целом, закрепленные за каждым уровнем власти полномочия, должны способствовать динамичному развитию малого и среднего бизнеса, его интеграции в мировую экономику.

Для субъектов Российской Федерации основой для правового регулирования данной сферы правоотношений являются положения статьи 10 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также подпункт 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2016 № 465-ФЗ), которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, отнесено решение вопросов организации и осуществления региональных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие данной сферы правоотношений имеет большое значение и на республиканском уровне. Меры, принятые в Республике Алтай по совершенствованию правового обеспечения в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства выразились в следующем.

Так, на республиканском уровне по данным федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на момент проведения обзора, действует 62 нормативных правовых акта, в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

В число упомянутых выше нормативных правовых актов входят: 14 законов Республики Алтай, 5 указов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики  Алтай, 20 постановлений Правительства Республики Алтай, 23 приказов органов исполнительной власти Республики Алтай.

Проведение обзора нормотворчества Республики Алтай в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства показало, что в I квартале 2017 года принято 19 нормативных правовых актов Республики Алтай (7 постановлений Правительства Республики Алтай и 12 приказов, принятых органами исполнительной власти Республики Алтай), как самостоятельно регулирующих анализируемую сферу правоотношений, так и вносящих изменения, в ранее принятые акты.

В число самостоятельных нормативных правовых актов вошли следующие:

1) В целях реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 245, Правительством Республики Алтай принято постановление от 10.03.2017 № 50 «О мерах по реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства» (далее – Постановление № 50).

Пунктом 1 Постановления № 50 утверждаются:

- Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат при приобретении оборудования по договорам лизинга;

- Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства;

- Порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с реализацией мероприятий по энергосбережению.

Кроме того, согласно пункту 2 Постановления № 50 признано утратившим силу постановление Правительства Республики Алтай от 23 августа 2016 года № 250 «О мерах по реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предринимательства в Республике Алтай» государственной программы Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства».

Признание утратившим силу указанного постановления не повлекло правового пробела на республиканском уровне, так как установленные в нем правоотношения были своевременно и в полном объеме урегулированы с принятием Постановления № 50.

2) Постановлением Правительства Республики Алтай от 10.03.2017 № 51 утвержден Порядок предоставления субсидий на развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию микрофинансовых организаций предпринимательского финансирования в Республике Алтай (далее - Порядок).

Порядок определяет общие положения, условия и порядок предоставления субсидий на развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию микрофинансовых организаций как юридических лиц, одним из учредителей (участников) или акционеров которых является субъект Российской Федерации, созданных для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий, а также требования к отчетности и требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.

В соответствии с пунктом 2 Порядка целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов.

3) План реализации мероприятий государственной программы Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства» на 2017 год утвержден приказом Министерства экономического развития и туризма от 09.01.2017 № 01-ОД «Об утверждении плана реализации мероприятий государственной программы Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства» на 2017 год».

4) Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Алтай от 14.02.2017 № 43 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотренных требований в сфере транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси на территории Республики Алтай» утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотренных требований в сфере транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси на территории Республики Алтай.

Изменения, касающиеся вопросов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в I квартале 2017 года были внесены в следующие постановления Правительства Республики Алтай:

1) от 28.09.2012 № 245 «Об утверждении государственной программы Республики Алтай «Развитие экономического потенциала и предпринимательства» (в ред. от 30.01.2017 № 21).

2) от 31.07.2013 № 210 «Об  утверждении порядков предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» (в ред. от 31.01.2017 № 23);

3) от 31.08.2011 № 242 «О мерах по реализации Закона Республики Алтай от 8 июля 2011 года № 37-РЗ «О некоторых вопросах регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Алтай» (в ред. от 31.01.2017 № 26);

4) от 24.07.2009 № 176 «Об утверждении порядка регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Республики Алтай» (в ред. от 03.02.2017 № 28);

5) от 20.11.2014 № 332 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и туризма Республики Алтай и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай» (в ред. от 16.02.2017 № 35).

Кроме того, приказом Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай (далее - Министерство) от 30.01.2017 № 25-ОД «О внесении изменений в некоторые административные регламенты предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственных услуг» внесены изменения в следующие приказы данного Министерства (далее – приказы Министерства):

            1) от 13.11.2015 № 200-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственной услуги «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и (или) развитие дошкольных образовательных организаций»;

            2) от 13.11.2015 № 201-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственной услуги «Включение юридических и физических лиц в реестр социальных инвесторов Республики Алтай»

3) от 13.11.2015 № 202-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственной услуги «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат при приобретении оборудования по договорам лизинга»;

4) от 13.11.2015 № 203-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственной услуги «Предоставление субсидий микрофинансовым организациям на формирование и пополнение их фондов»;

5) от 13.11.2015 № 204-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственной услуги «Предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией мероприятий по энергосбережению» (в редакции от 03.06.2016 № 89-Д);

6) от 20.11.2015 № 212-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственной услуги «Предоставление субсидий  туристским организациям на приобретение товаров, работ, услуг и проведение мероприятий по внедрению системы туристско-информационных центров с единой интегрированной системой информационного обмена данными о туристском продукте на основе единого туристского портала»;

7) от 20.11.2015 № 213-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственной услуги «Предоставление субсидий  туристским организациям  на проведение мероприятий по развитию новых и социальных видов туризма (детско-юношеского, познавательного туризма)»;

8) от 20.11.2015 № 214-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственной услуги «Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи»;

9) от 15.11.2016 № 185-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственной услуги «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства по созданию специализированных стоянок для хранения задержанных маломерных судов»;

10) от 24.11.2016 № 190-ОД «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай государственной услуги «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства».

По всем актуальным редакциям вышеуказанных нормативных правовых актов Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (далее - Управление) были проведены правовая и антикоррупционная экспертизы. По результатам проведения правовой экспертизы в 10 приказах Министерства была выявлена норма, вступающая в противоречие с федеральным законодательством.

Так, в разделе V  Административных регламентов, утвержденных приказами Министерства установлено, что  заявитель имеет право на обжалование решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу, в досудебном и судебном порядке .

В тоже время, положениями статьи 11.1 Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в редакции от 28.12.2016 № 471-ФЗ) устанавливается возможность досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктом 2 Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Постановление № 96), во всех 10 приказах Министерства был выявлен коррупциогенный фактор.

Положение раздела V Административных регламентов, утвержденных приказами Министерства в части слов «судебном порядке» вступает во внутреннее противоречие с наименованием данного раздела, которым урегулирован досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Министерства, а также их должностных лиц.

Учитывая изложенное, между наименованием и нормой, устанавливающей административную процедуру, возникает внутреннее противоречие, что относится к коррупциогенному фактору, предусмотренному подпунктом «и» пункта 3 Методики Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением № 96 (далее - Методика), - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае (нормативные коллизии).

В целях устранения коррупциогенного фактора Министерству было предложено исключить из текста вышеназванного раздела Административных регламентов слова: «судебном порядке».

Мотивированные экспертные заключения направлены в адрес Министерства в марте 2017 года.

По результатам рассмотрения экспертных заключений Управления, в письмах от 21.03.2017 № 08/1147, от 22.03.2017 № 13/738 Министерством сообщается, что в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством и исключения коррупциогенного фактора приняты соответствующие приказы.

Кроме того, нормы, вступающие в противоречие с федеральным законодательством, выявлены в приказе Министерства сельского хозяйства Республики Алтай от 14.02.2017 № 43 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотренных требований в сфере транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси на территории Республики Алтай» (далее – Приказ № 43) и заключаются в следующем.

1. Пунктом 5.3. Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предусмотренных требований в сфере транспортного обслуживания пассажиров и перевозки багажа легковым такси на территории Республики Алтай, утвержденного Приказом № 43 (далее – Административный регламент), установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе в досудебном (внесудебном) порядке обжаловать решения и действия (бездействие) Министерства, исполняющего государственную функцию, а также должностных лиц Министерства министру.

В то же время, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (в редакции от 23.01.2014 № 53) утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (далее по тексту именуется Правила).

Подпунктом «е» пункта 22 Правил закреплено, что в разделе, касающемся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц, в том числе, указываются органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке.

Статьей 12 Конституционного закона от 28.02.1998 № 2-4 «О Правительстве Республики Алтай» (далее – Конституционный закон № 2-4) закреплено, что Министерства и иные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Республики Алтай и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Учитывая то, что Министерство возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай (часть 10 статьи 22 Конституционного закона № 2-4), необходимо в пункте 5.3. Административного регламента установить возможность обжалования в досудебном (внесудебном) порядке и его действия (бездействие) на имя Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.

На основании вышеизложенного усматривается выборочное изменение объема права, что влечет за собой коррупциогенный фактор предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 Методики, – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

В целях устранения вышеназванного коррупциогенного фактора, в экспертном заключении от 21.03.2017 № 04/02-710 Управлением было предложено дополнить пункт 5.3. Административного регламента соответствующей нормой.

2. В соответствии с пунктом 5.7. раздела VАдминистративного регламента срок рассмотрения жалобы в письменной форме не должен превышать пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

Однако, раздел V не содержит информации в какой именно срок Министерством регистрируется поступившая жалоба.

Кроме этого, пунктом 5.8 раздела V Административного регламента установлено, что по результатам рассмотрения жалобы министром принимается решение об удовлетворении жалобы либо отказе в ее удовлетворении.

В то же время, описание оснований для отказа в удовлетворении жалобы в Административном регламенте отсутствует.

На основании изложенного усматривается отсутствие административных процедур предусмотренное подпунктом «ж» пункта 3 Методики - отсутствие порядка совершения государственными органами (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, что является коррупциогенным фактором.

В целях устранения коррупциогенного фактора, в Административном регламенте было предложено прописать вышеназванные административные процедуры.

Участие Управления в нормотворческой деятельности органов государственной власти Республики Алтай заключается в проведение правовых экспертиз проектов нормативных правовых актов, а также участие специалистов Управления в рабочих группах, комиссиях и комитетах Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай по разработке этих проектов.

Согласно Плану законопроектной и контрольной деятельности Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, его Президиума и Аппарата на I полугодие 2017 года, утвержденному постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай от 14.12.2016 № 23-35, в I квартале 2017 года была предусмотрена разработка проекта закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года» (далее - Проект).

При проведении правовой и антикоррупционной экспертизы на Проект замечаний и предложений к нему у Управления не было, о чем составлено экспертное заключение от 06.02.2017 № 04/02-348.

Проект был принят на XXV-ой сессии Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай шестого созыва , которая состоялась 23 марта 2017 года .

 

В ходе проведения обзора нормотворчества Республики Алтай в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства за I квартал 2017 года можно сделать вывод, что данная сфера правоотношений на республиканском уровне урегулирована достаточно полно и продолжает активно совершенствоваться с учетом изменений федерального законодательства.

31 марта 2017 года
 
По теме
 
С 1 июля Министерство промышленности и торговли Российской Федерации начнет передавать ФНС России сведения для формирования Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства .
15.06.2018
С 13 июня текущего года  проекты законов Республики Алтай «Об исполнении  республиканского бюджета Республики Алтай за 2017 год» и  «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алт
14.06.2018
 
 
На совещании подведены предварительные итоги  перехода работников бюджетной сферы на национальный платежный инструмент – карты «Мир» в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной плат
08.06.2018
С 5 по 9 июня 2018 года в городе Ялта проходит семинар-совещание с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации по теме «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Р
07.06.2018
Министерство финансов Республики Алтай приняло участие в семинаре - совещании «Информационное сопровождение в проектах инициативного (партисипаторного) бюджетирования»,
07.06.2018
 
По оперативным данным по состоянию на 01.06.2018 года в консолидированный бюджет Республики Алтай (республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований) зачислено 2 415,2 млн.
06.06.2018
Друзья! День Победы — это Праздник справедливости, праздник Победы над фашизмом!
05.06.2018
 
18 мая 2018 года состоялся семинар -совещание на тему "Новации бюджетного законодательства и особенности бюджетной политики в отраслях социальной сферы в 2018 году.
05.06.2018
 
24 мая 2018 года на 34 сессии Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай принят закон Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай»,
05.06.2018
24 мая 2018 года на 34 сессии Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай принят закон Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О патентной системе налогообложения на территории Респу
05.06.2018
Житель республики Алтай впервые заявил доход от купли-продажи криптовалют - УФНС Республики Алтай По итогам декларационной кампании 2018 года жителем республики Алтай впервые заявлен доход, полученный от осуществления операций купли-продажи криптовалют (виртуальная валюта).
14.06.2018 УФНС Республики Алтай
Майминским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Алтай в отношении 46-летнего жителя Усть-Калманского района Алтайского края возбуждено уголов
18.06.2018 Следственный комитет
14 июня 2018 года вступил в законную силу приговор Улаганского районного суда Республики Алтай от 05 апреля 2018 года в отношении Чокурбашева Ю.В.
19.06.2018 Верховный Суд
Майминским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Алтай в отношении 46-летнего жителя Усть-Калманского района Алтайского края возбуждено уголов
19.06.2018 Звезда Алтая
Практический семинар по «пазырыкской» технике изготовления войлочных изделий прошел в Республике Алтай - Комитет по национальной политике и связям с общественностью Ассоциация народных художественных промыслов Республики Алтай «Алтайский войлок» продолжает претворять в жизнь проект «Наследие предков»,
20.06.2018 Комитет по национальной политике и связям с общественностью
С 19 по 22 июля 2018 года на берегу реки Быстрицы у с. Башарово Октябрьского района города Кирова, пройдет XXVI Всероссийский фестиваль авторской песни «ГРИНЛАНДИЯ – 2018» .
20.06.2018 Министерство культуры
Коллектив Республиканской больницы отметил профессиональный праздник в торжественной обстановке - Министерство здравоохранения От лица руководства учреждения коллег поприветствовала заместитель главного врача Республиканской больницы по клинико-экспертной работе Татьяна Егорова.
19.06.2018 Министерство здравоохранения
Преподаватель Колледжа культуры и искусства имени Г.И. Чорос-Гуркина Жанэтта Тонова приняла участие в Международном конкурсе-фестивале музыкального творчества тюркской молодежи «Урал моно».
15.06.2018 Звезда Алтая
В минувшую субботу, 19 мая, в рамках всероссийской акции «Музейная ночь» на базе этно-экологического музея алтайской культуры Катунского биосферного заповедника состоялся  традиционный вечер этнической музыки  «Кай над Катунью».
22.05.2018 Звезда Алтая
20 июня пройдет Первенство по роликовым конькам - Администрация города Специализированная детско-юношеская спортивная школа по горным лыжам и сноуборду г.Горно-Алтайска» проводит 20 июня 2018 года в 9.30 на стадионе «Спартак» Первенство СДЮСШ по горным лыжам и сноуборду г.
19.06.2018 Администрация города
Чемпион и призер чемпионатов России по боевому самбо, призер чемпионатов Европы и мира, мастер спорта  майор полиции Эжер Енчинов одержал победу в масштабном международном турнире по самбо – Гран-при Парижа 2018,
29.05.2018 Звезда Алтая
Пользователи Ozon.travel выбирают отдых в России - Сетевое издание Хан-Алтай Предварительный анализ предпочтений, проведенный онлайн-агентством Ozon.travel среди своих пользователей на тему летнего отпуска показал, что большинство наших соотечественников выбирает внутренний туризм.
20.06.2018 Сетевое издание Хан-Алтай
С 19 по 22 июля 2018 года на берегу реки Быстрицы у с. Башарово Октябрьского района города Кирова, пройдет XXVI Всероссийский фестиваль авторской песни «ГРИНЛАНДИЯ – 2018» .
20.06.2018 Министерство культуры