В случае несоответствия правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции Российской Федерации представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший акт (пункт 4 Постановления № 550).
В целях обеспечения реализации Министерством юстиции Российской Федерации вышеуказанных функций, приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26 утверждено Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, подпунктом 12 пункта 6 которого установлено, что Управлениями проводятся правовые экспертизы нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно подпункту 15 пункта 6 вышеназванного положения Управления направляют в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный акт, в случае выявления несоответствия данного акта Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством.
Во исполнение вышеуказанных предписаний Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай (далее - Управление) на постоянной основе проводятся правовые экспертизы республиканских нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Количество нормативных правовых актов (далее также НПА) Республики Алтай, по которым в 2016 году проведены правовые экспертизы, в том числе повторные, составило 1232. Несоответствия федеральному законодательству в целом, или в части отдельных норм, выявлены Управлением в 72 НПА (в том числе 34 правовые экспертизы проведены повторно), что составило 5,8% от общего количества проведенных правовых экспертиз.
Следует отметить, что Государственной программой Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312, установлен показатель «Соотношение общего количества приведенных в соответствие с федеральным законодательством на основании экспертных заключений территориального органа к количеству подготовленных заключений о несоответствии федеральному законодательству указанных актов».
Значение этого показателя в 2016 году должно составить не менее 76,5%
Количество нормативных правовых актов Республики Алтай, приведенных в соответствие с федеральным законодательством на основании экспертных заключений Управления, с учетом остатка 2015 года (7) по итогам 2016 года составляет 72 или 91,1%. Из них 7 или 8,9% приходится на нормативные правовые акты, в которых противоречия федеральному законодательству были выявлены в 2015 году.
По видам НПА: 5 законов Республики Алтай, 1 указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, 1 постановление Правительства Республики Алтай, 65 актов иных органов исполнительной власти.
Из вышеперечисленных:
- приведены в соответствие с федеральным законодательством путем внесения в них изменений и дополнений 54 актов или 75% от общего количества приведенных;
- признаны утратившими силу органом, принявшим акт 18 или 25%.
В целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Алтай Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, Управление на постоянной основе взаимодействует с Правительством Республики Алтай. Не реже одного раза в квартал проводятся межведомственные сверки, обмен письмами и устной информацией об актах, требующих приведения в соответствие с федеральным законодательством, а также о принятых мерах прокурорского реагирования.
Всего за 2016 год в адрес Прокуратуры Республики Алтай направлены копии 72 экспертных заключения о несоответствии НПА Республики Алтай федеральному законодательству, что составляет 100% от общего числа «отрицательных» заключений.
В большинстве случаев замечания, содержащиеся в экспертных заключениях Управления, устраняются органами государственной власти Республики Алтай до принятия соответствующих мер органами прокуратуры.
В ходе налаженного взаимодействия значительно сократились сроки приведения НПА в соответствие с федеральным законодательством (с 4-5 месяцев до 1 месяца), что позволило сократить по итогам 2016 года количество длительно неприведенных в соответствие с нормами федерального законодательства до трёх НПА Республики Алтай.
По поручению Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Департамент) повторная правовая экспертиза была проведена в отношении следующих законодательных актов Республики Алтай:
1) Закон Республики Алтай от 01.08.2006 № 62-РЗ «О Перечне государственных должностей Республики Алтай» (экспертное заключение от 22.07.2016 № 04/02-2145);
2) Закон Республики Алтай от 05.05.2011 № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» (экспертное заключение от 29.07.2016 № 04/02-2201);
3) Закон Республики Алтай от 25.06.2012 № 35-РЗ «О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай» (экспертное заключение от 19.08.2016 № 04/02-2414).
Из Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай получены ответы (от 07.10.2016 № 97, от 14.10.2016 № 110) о том, что приведение в соответствие перечисленных выше законов Республики Алтай является нецелесообразным.
В целях недопущения длительного не приведения нормативных правовых актов Республики Алтай в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством копии вышеуказанных экспертных заключений были направлены в прокуратуру республики для рассмотрения вопроса о принятии мер прокурорского реагирования.
Учитывая, что сведения о результатах рассмотрения экспертных заключений прокуратурой Республики Алтай не поступали, Управлением были подготовлены письма (ноябрь 2016 года, март 2017 года), с повторной просьбой сообщить в наш адрес о результатах рассмотрения экспертных заключений на вышеуказанные законодательные акты Республики Алтай.
По итогам двух месяцев 2017 года Управлением подготовлено и направлено в органы государственной власти 8 мотивированных экспертных заключений о несоответствии республиканских НПА нормам федерального законодательства.
В это число вошли 7 приказов органов исполнительной власти Республики Алтай (далее - приказы) и Закон Республики Алтай от 07.07.2015 № 42-РЗ «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи и потребления слабоалкогольных тонизирующих и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Республики Алтай» (письмо Департамента от 16.12.2016 № 08-146212/16 о проведении повторной правовой экспертизы).
Четыре приказа в 2017 году приведены в соответствие с федеральным законодательством что составило 50%.
Работа по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством вышеуказанных законодательных актов Республики Алтай будет продолжена.
29 марта 2017 года