Ответы на вопросы, поступившие на публичных обсуждениях 29.09.2017 года.

Вопросы, поступившие в устной форме в ходе проведения Публичных обсуждений

Вопрос : Что необходимо принимать при расчете штрафных санкций по контрактам под не стоимостными показателями

Ответ : Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063»   за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Считаем, что такие штрафы могут быть установлены, например, в отношении обязательства предоставить счета-фактуры, акты выполненных работ и иные подобные документы.

 

Вопрос : При осуществлении приемки товаров необходимо ли заказчику проверять страну происхождения товара, продекларированную участником в заявке.

Ответ : В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Таким образом, участник закупки, продекларировав в заявке страну происхождения товара, при исполнении контракта должен представить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Такими документами могут быть сертификаты соответствия и  декларации о соответствии и иные документы.

 

Вопрос : Возможно ли разделять объем работ по ремонту дорог по улицам?

Ответ : Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона , в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 5 статьи 24 указанного Закона, заказчик, выбирая способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы , не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Понятие «одноименности товаров работ услуг» Закон о контрактной системе не содержит. В связи с чем, считаем, что разделение объема работ по ремонту дорог по улицам не приведет к нарушению требований Закона о контрактной системе, в случае если, указанное дробление лота не направлено на уход от конкурентных способов осуществления закупок и не приведет к ограничению количества участников закупок.

(Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 по делу N А33-13385/2016).

 

Вопрос : Достаточно ли отчета с электронной почты в подтверждение направления решения заказчика об одностороннем расторжении контракта

Ответ : Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В связи с чем, в случае если решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено на адрес электронной почты, факт получения заказчиком ответного письма (либо иной информации) поставщика, по мнению управления, подтвердит направление и получение последним решения об одностороннем отказе.

 

Вопросы, поступившие в письменной форме в ходе проведения Публичных обсуждений

 

Вопрос: Какое количество участников должен уведомить заказчик по закрытому аукциону без размещения извещения?

Ответ: В соответствии с ч. 5 ст. 86    Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» извещение о проведении закрытого аукциона не требуется при проведении закрытого аукциона на закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну.

В целях осуществления закупки заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом , и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющиеся предметом такого аукциона, и в случае проведения закрытого аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Указанные приглашения должны быть направлены не позднее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом аукционе.

Законом о контрактной системе не оговорено, какое количество направленных предложений является достаточным. УФАС по РА рекомендует направлять приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, от которых была получена информация для обоснования начальной (максимальной) цены контракта (ст. 22 Закона о контрактной системе).

К обращению о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона заказчиком прилагается, в том числе перечень и обоснование количества участников закупки, приглашаемых к участию в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, закрытом аукционе, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом (в случаях, указанных в пунктах 1 , 3 , 4 части 2 статьи 84 Федерального закона), с указанием таких требований.

Территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями согласования закрытых способов определения (поставщиков, исполнителей).

Для получения более точного ответа необходимо обратиться за разъяснениями  в центральный аппарат  ФАС России.

 

Вопрос: Возможно ли при наличии приемочной комиссии проводить экспертизу силами заказчика при осуществлении закупки по п. 11 ч.1 ст. 93 закона о контрактной системе.

Ответ: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком по пункту 11 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

При этом необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 94 данного Закона заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в случае если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 9 , 14 , 15 , 17 - 23 , пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25 , 26 , 28 - 30 , 32 , 33 , 36 , 40 , 41 , 42 , 44 , 45 , 46 , 47 - 48 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, для приемки результатов закупки, осуществленных по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, у заказчика отсутствует обязанность привлекать экспертов, экспертные организации.

Учитывая изложенное, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Данная позиция отражена в письме Министерства экономического развития РФ №ОГ-Д28-3108 от 20.03.2017г.

 

Вопрос: Планируется ли выведение МУПов, имеющих только собственные средства, из под действия  закона о контрактной системе.

Ответ: Законопроект существует. Отслеживайте за принятием данного акта.

 

Вопрос:   Возможно ли изменить срок выполнения работ на основании ст. 451 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе ( часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается за исключением, установленных в данной части случаев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу пункта 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Пункт 3 статьи 401 ГК РФ устанавливает, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Данная позиция отражена в письме Министерства экономического развития РФ №Д28и-1818 от 07.04.2017г.

Предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства РФ: провести обучающий семинар по теме -  осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.

Управление готово провести семинар по теме, касающейся осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям. Просим Вас указать проблемы, возникающие при осуществлении указанных мероприятий и обозначить круг лиц для участия в семинаре.

 

Вопрос:   Должен ли заказчик устанавливать требование  о предоставлении допуска СРО или выписки из реестра членов саморегулируемой организации по государственному контракту, предметом которого является «Паспортизация и разработка ПОДД»

Ответ: В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Проект организации дорожного движения является неотъемлемой частью проектной документации на все виды работ, связанных с изменением движения автотранспорта и пешеходов, организации дорожного движения.

Таким образом,  с 01.07.2017г. условием допуска к участию в торгах, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе,  должно являться членство в саморегулируемой организации.

 

Вопрос: Возможно ли рассчитать НМЦК по наименьшей цене предложенной поставщиком, а не брать три коммерческих предложения как установлено в Методических рекомендациях?

Ответ: В соответствии с п.1 ч.1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, в том числе  методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом предложения, полученные от поставщиков, должны содержать цену единицы товара (работы, услуги), которая с учетом количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) используется заказчиком при расчете НМЦК.

Вместе с тем Методические рекомендации не содержат запрет об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги).

Следовательно, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств. Данная позиция отражена а письме Министерства финансов  РФ № 24-01-09/58179 от 08.09.2017г.

 

Вопрос: Где возможно посмотреть организационный балл  категории  риска на проверку организации?

Ответ: ФАС России подготовлен   п роект постановления Правительства РФ «Об утверждении Критериев отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска при осуществлении Федеральной антимонопольной службой контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проект постановления направлен на  согласование в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и Министерство юстиции РФ. До настоящего времени данное постановление не принято.

Данную информацию Вы можете посмотреть на сайте ФАС России ( http://knd.fas.gov.ru ) раздел Реформа контроля и надзора.

 

Вопрос: Проблема ГОСТ в качестве вариации «от и до» у поставщиков в сумме? Возможность указания ТУ.

Ответ: В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению (п.2 ч.1 ст. 64 ФЗ № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:

- определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

- сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

Таким образом, инструкция по заполнению заявки должна содержать все возможные  случаи (требования) описания  участниками в заявке  показателей товара, работ, услуг («от и до»), позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг.

Данная позиция отражена в письме ФАС России № ИА/44536/16 от 01.07.2016г.  «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке».

В  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе  содержится запрет на указание товарных знаков и знаков обслуживания (за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки).

Технические условия регистрируются конкретными производителями на конкретные товары, поэтому указание в техническом задании реквизитов технических условий по общему правилу недопустимо как условие, ограничивающее конкуренцию.

Данная позиция отражена в письме Министерства экономического развития  РФ № Д28-2274 от 19.08.2016г.

 

Вопрос: Нужно ли с учетом последних изменений законодательства в проекте контракта указывать формулу расчета пени?

Ответ: Пунктом 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042, определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Таким образом,  законодательством Российской Федерации формул расчета пени за ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не предусмотрено.

 

Вопрос: Вправе ли требовать в запросе котировок по 44-ФЗ лицензию, при закупке услуг предрейсового и послерейсового осмотра?

Ответ: Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе  при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») с перечнем работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) в соответствии п. 46        ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о требованиях, предъявляемых к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона.

Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

При этом в силу части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки копии лицензии в составе заявки не допускается, т.к. частью 3 статьи 73 данного Федерального закона (содержание котировочной заявки) не предусмотрено наличие данного документа в составе заявки.

Частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе также не предусмотрено отклонение заявки за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.

Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.

Однако, в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта , если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям , указанным в части 1 , частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следовательно, проверить соответствие участника закупки (победителя запроса котировок) требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе только на этапе заключения контракта, а в случае выявления факта о несоответствии данным требованиям в ходе исполнения контракта, принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вопрос: Возможно ли списание в 2017 году штрафных санкций по постановлениям № 196, № 190, если подрядчик не подписывал акты о признании штрафных санкций в 2015 и 2016 годах?

Ответ: Часть 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в соответствии с которой, заказчик в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, предоставлял отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлял списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) с 1 января 2017 года утратила силу.

При этом действие постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015г. № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» и постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» истекли 01.01.2016 и 01.01.2017г. соответственно. Следовательно, применение недействующих в 2017 году нормативных актов неправомерно.

 

Вопрос: Должны ли мы проводить аукцион по закупке лекарственных препаратов отдельным лотом на каждое наименование лекарства или можно одним аукционом?

Ответ:

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если объектом закупки являются лекарственные средства, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств только в двух случаях:

- при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (порядок формирования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1086; по состоянию на 01.06.2015 в указанный перечень не включен ни один лекарственный препарат, поэтому закупка по указанному основанию в настоящее время невозможна). По данному основанию Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает (Определение от 21 июня 2017 г. N 310-кг17-1939), что формирование документации на закупку препаратов инсулина (лекарственного препарата Инсуман Рапид ГТ) осуществлялась заказчиком в целях достижения максимального результата лечения заболеваний, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.

Отсутствие утвержденного в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе перечня лекарственных средств не исключает возможности приобретения заказчиком медицинских препаратов по торговому наименованию, при условии представления обоснования необходимости такой закупки с учетом объективной потребности в соответствующих препаратах, и не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан ( Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1999 № 3-П);

- при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе путем проведения запроса предложений при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок по указанному основанию предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с заключенным контрактом в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103 Закона о контрактной системе, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обезличивания персональных данных пациента. Кроме того, при наличии медицинских показаний и соблюдении указанных выше условий заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика на основании пункта 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую двести тысяч рублей.

Кроме того, пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на включение в предмет одного контракта (одного лота) лекарственных средств с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации (указанное значение установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 № 929), а также запрет на закупку одним лотом лекарственных средств с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

В иных случаях осуществление закупки лекарственных средств по торговым наименованиям является нарушением пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вопрос: Часть 3 статьи 94 Закона о контрактной системе не устанавливает четких обязанностей, требований к экспертизе (внутренняя экспертиза, силами заказчика) ее срокам, обязанностям заказчика, оформлению? Если нет этапов контракта, а есть ежемесячная оплата, нужно ли проводить экспертизу? В части 6 статьи 94 Закона установлено, что для приемки может создаваться приемочная комиссия, кого заказчик должен включить из работников организации? Является ли нарушением, если акт приемки подписан только поставщиком и руководителем заказчика?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Таким образом, заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги своими силами (силами своих сотрудников) или с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Требования к экспертам, экспертным организациям установлены положениями статьи 41 Закона о контрактной системе. При этом, состав определяется заказчиком самостоятельно, исходя из специфики деятельности заказчика и объекта закупки, в количестве не менее 5 человек для приемочной комиссии.

При этом частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом , и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Учитывая изложенное, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.

Таким образом, документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, может быть любой документ (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счет-фактура и т.д.), оформленный и подписанный заказчиком, в том числе руководителем.

При этом законодательство о контрактной системе не ограничивают право заказчика осуществлять проведение экспертизы силами сотрудников заказчика в соответствии с порядком, установленным локальными правовыми актами заказчика.

При этом необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, должны соответствовать данному законодательству.

 

Вопрос: Можно ли направить используемые слайды по адресу электронной почты?

Ответ: Презентации, используемые Управлением в ходе проведения публичных обсуждений, размещены на официальном сайте УФАС по РА (по ссылке http://altr.fas.gov.ru/page/12448 ).

 
По теме
27 октября 2017 года прошло заседание круглого стола «О некоторых вопросах практики применения антимонопольного законодательства при разрешении гражданских, публичных и административных споров в судах».
В прокуратуре республики под председательством заместителя прокурора региона Вадима Дымова состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
27.03.2024 в прокуратуре республики при участии правоохранительных органов, УФАС по Республике Алтай, УФССП России по Республике Алтай, УФНС по Республике Алтай, Комитета по контролю (надзору) Республики Алтай,
В прокуратуре Республики Алтай 28.03.2024 проведено очередное заседание Межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции.
27.03.2024 мировым судьей судебного участка Кош-Агачского района рассмотрено дело об административном правонарушении по ч.2 ст.13.19.
Управлением Минюста России по Республике Алтай 26 марта 2024 года была проведена «горячая телефонная линия» по вопросу предоставления государственной услуги по проставлению штампа «Апостиль» на официальных документах,
         27 марта 2024 года в Управлении Судебного департамента в Республике Алтай состоялось рабочее совещание с участием представителей Горно-Алтайского городского суда, Майминского районного суда,
    По представлению Верховного Суда Республики Алтай на прошедшей 26 марта 2024 года 41-й очередной сессии Госсобрания – Эл Курултай Республики Алтай депутатами рассмотрен вопрос о назначении Казберовой Юлии Сергеевны 
Прокурором Майминского района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу по факту попытки уничтожения ящика для голосования с имеющимися в нем бюллетенями в ходе проведения избирательной компании по выборам П
Прокуратурой Шебалинского района проведена проверка законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся в процессе образовательной деятельности.
Сессия приняла обращение к Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам Кашину В.И .
По представлению Верховного Суда Республики Алтай сессия назначила  Казберову Юлию Сергеевну  на должность мирового судьи судебного участка №2 Майминского района на 3-летний срок полномочий.
Парламентарии ограничились обсуждением без заслушивания доклада.  В представленном руководителем  КСП РА  Эжером Малчиновым , в частности, отмечено, что в 2023 году сотрудниками КСП РА проведено 52 мероприятия,
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Алтай Надежда Манзырова представила сессии ежегодный доклад о результатах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в РА в сфере соблюдения защиты прав и законных интере
28.03.2024 с 09.00 до 13.00 ч. Управление Минюста России по Республике Алтай  проводит «Горячую телефонную линию» на тему: «Представление религиозными организациями, зарегистрированными на территории Республики Алтай,
Принят Закон Республики Алтай «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Алтай «О защите населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Министр образования и науки РА Ольга Саврасова представила проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республи
По проекту закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О молодежной политике в Республике Алтай» выступил председатель Комитета по развитию туризма, предпринимательства,
Принят закон Республики Алтай «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Алтай «О регулировании отношений в области охраны окружающей среды в Республике Алтай».
Принят Закон Республики Алтай «О международных, внешнеэкономических, внешнеторговых и межрегиональных связях Республики Алтай».
Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай» представил министр труда, социального развития и занятости населения РА Адар Сумин .
Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О патриотическом воспитании в Республике Алтай» представила Наталья Екеева , председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре,
Председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ  Наталья Екеева представила проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в ст.
Принят Закон Республики Алтай «О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации аттракционов на территории Республики Алтай».
Проект конституционного закона «О внесении изменения в статью 15-2 Конституционного закона Республики Алтай «О Правительстве Республики Алтай» представил министр регионального развития Республики Алтай Антон Черников , подчеркнувший,
Проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О республиканском бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» принят в окончательном чтении.
Проект закона Республики Алтай «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Алтай» представила Заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, министр финансов Республики Алтай Ольга Завьялова .
В январе 2024 года Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка законности использования земель в водоохранных зонах на территории Турочакского районах, в ходе которой установлено,
Под председательством  Артура Кохоева начала работу очередная cорок первая сессия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай седьмого  созыва.
Правительственный час на тему  «Об организации селекционно-племенной работы в животноводстве на территории Республики Алтай: основные мероприятия и их результаты» состоялся сегодня, 25 марта,
       В Управлении Судебного департамента в Республике Алтай 22 марта 2024 года состоялся обучающий семинар для работников районных (городского) судов республики, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации.
Politsiya-814x612.jpg - МВД Республики Алтай В дежурную часть Отделения МВД России по Чемальскому району, от сотрудников районной больницы поступило сообщение о том, что с ножевыми ранениями к ним был госпитализирован 50 – летний местный житель.
МВД Республики Алтай
Уголовное дело по обвинению жительницы Турочакского района в причинении брату тяжкого вреда здоровью, в результате чего последний скончался, направлено в суд - Следственный комитет Турочакским межрайонным следственным отделом следственного управления СК России по Республике Алтай завершено расследование уголовного дела в отношении 48-летней местной жительницы, обвиняемой в совершении преступления,
Следственный комитет
Прокурором Республики Алтай Анатолием Богданчиковым поддержано государственное обвинение в отношении жителя Алтайского края, который признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.
Прокуратура Республики Алтай
27 марта представители Роспотребнадзора по Республике Алтай  приняли участие в заседании  Республиканской межведомственной комиссии по охране труда.
Роспотребнадзор
26 марта  специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай  выезжали  в Чемальский район  с целью энтомологического обследования территории и учёта численности иксодовых клещей в окрестностях водопада Чечкыш.
Роспотребнадзор
Всемирный день поэзии - ГАГУ В минувший четверг в читальном зале библиотеки состоялось мероприятие «Читаем строки любимых поэтов», приуроченное к Всемирному дню поэзии.
ГАГУ