Новости города БезФормата.Ru
Горно-Алтайск
Главные новости
 
Задать вопрос?

Ответы на вопросы, поступившие на публичных обсуждениях 29.09.2017 года.

Вопросы, поступившие в устной форме в ходе проведения Публичных обсуждений

Вопрос : Что необходимо принимать при расчете штрафных санкций по контрактам под не стоимостными показателями

Ответ : Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063»   за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Считаем, что такие штрафы могут быть установлены, например, в отношении обязательства предоставить счета-фактуры, акты выполненных работ и иные подобные документы.

 

Вопрос : При осуществлении приемки товаров необходимо ли заказчику проверять страну происхождения товара, продекларированную участником в заявке.

Ответ : В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Таким образом, участник закупки, продекларировав в заявке страну происхождения товара, при исполнении контракта должен представить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Такими документами могут быть сертификаты соответствия и  декларации о соответствии и иные документы.

 

Вопрос : Возможно ли разделять объем работ по ремонту дорог по улицам?

Ответ : Пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона , в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 5 статьи 24 указанного Закона, заказчик, выбирая способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы , не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Понятие «одноименности товаров работ услуг» Закон о контрактной системе не содержит. В связи с чем, считаем, что разделение объема работ по ремонту дорог по улицам не приведет к нарушению требований Закона о контрактной системе, в случае если, указанное дробление лота не направлено на уход от конкурентных способов осуществления закупок и не приведет к ограничению количества участников закупок.

(Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 по делу N А33-13385/2016).

 

Вопрос : Достаточно ли отчета с электронной почты в подтверждение направления решения заказчика об одностороннем расторжении контракта

Ответ : Согласно ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В связи с чем, в случае если решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено на адрес электронной почты, факт получения заказчиком ответного письма (либо иной информации) поставщика, по мнению управления, подтвердит направление и получение последним решения об одностороннем отказе.

 

Вопросы, поступившие в письменной форме в ходе проведения Публичных обсуждений

 

Вопрос: Какое количество участников должен уведомить заказчик по закрытому аукциону без размещения извещения?

Ответ: В соответствии с ч. 5 ст. 86    Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» извещение о проведении закрытого аукциона не требуется при проведении закрытого аукциона на закупку товара, работы или услуги для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну.

В целях осуществления закупки заказчик направляет в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом , и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющиеся предметом такого аукциона, и в случае проведения закрытого аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Указанные приглашения должны быть направлены не позднее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом аукционе.

Законом о контрактной системе не оговорено, какое количество направленных предложений является достаточным. УФАС по РА рекомендует направлять приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, от которых была получена информация для обоснования начальной (максимальной) цены контракта (ст. 22 Закона о контрактной системе).

К обращению о согласовании проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого аукциона заказчиком прилагается, в том числе перечень и обоснование количества участников закупки, приглашаемых к участию в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, закрытом аукционе, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом (в случаях, указанных в пунктах 1 , 3 , 4 части 2 статьи 84 Федерального закона), с указанием таких требований.

Территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями согласования закрытых способов определения (поставщиков, исполнителей).

Для получения более точного ответа необходимо обратиться за разъяснениями  в центральный аппарат  ФАС России.

 

Вопрос: Возможно ли при наличии приемочной комиссии проводить экспертизу силами заказчика при осуществлении закупки по п. 11 ч.1 ст. 93 закона о контрактной системе.

Ответ: Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком по пункту 11 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

При этом необходимо отметить, что согласно части 4 статьи 94 данного Закона заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в случае если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 9 , 14 , 15 , 17 - 23 , пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25 , 26 , 28 - 30 , 32 , 33 , 36 , 40 , 41 , 42 , 44 , 45 , 46 , 47 - 48 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, для приемки результатов закупки, осуществленных по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, у заказчика отсутствует обязанность привлекать экспертов, экспертные организации.

Учитывая изложенное, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Данная позиция отражена в письме Министерства экономического развития РФ №ОГ-Д28-3108 от 20.03.2017г.

 

Вопрос: Планируется ли выведение МУПов, имеющих только собственные средства, из под действия  закона о контрактной системе.

Ответ: Законопроект существует. Отслеживайте за принятием данного акта.

 

Вопрос:   Возможно ли изменить срок выполнения работ на основании ст. 451 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом №44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе ( часть 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается за исключением, установленных в данной части случаев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу пункта 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Пункт 3 статьи 401 ГК РФ устанавливает, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Данная позиция отражена в письме Министерства экономического развития РФ №Д28и-1818 от 07.04.2017г.

Предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства РФ: провести обучающий семинар по теме -  осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям.

Управление готово провести семинар по теме, касающейся осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям. Просим Вас указать проблемы, возникающие при осуществлении указанных мероприятий и обозначить круг лиц для участия в семинаре.

 

Вопрос:   Должен ли заказчик устанавливать требование  о предоставлении допуска СРО или выписки из реестра членов саморегулируемой организации по государственному контракту, предметом которого является «Паспортизация и разработка ПОДД»

Ответ: В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Проект организации дорожного движения является неотъемлемой частью проектной документации на все виды работ, связанных с изменением движения автотранспорта и пешеходов, организации дорожного движения.

Таким образом,  с 01.07.2017г. условием допуска к участию в торгах, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе,  должно являться членство в саморегулируемой организации.

 

Вопрос: Возможно ли рассчитать НМЦК по наименьшей цене предложенной поставщиком, а не брать три коммерческих предложения как установлено в Методических рекомендациях?

Ответ: В соответствии с п.1 ч.1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, в том числе  методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

В случае применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567, для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и воспользоваться информацией, полученной по такому запросу не менее чем от трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом предложения, полученные от поставщиков, должны содержать цену единицы товара (работы, услуги), которая с учетом количества (объема) закупаемого товара (работы, услуги) используется заказчиком при расчете НМЦК.

Вместе с тем Методические рекомендации не содержат запрет об использовании заказчиком при расчете НМЦК предложений, содержащих минимальную цену товара (работы, услуги).

Следовательно, заказчик вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств. Данная позиция отражена а письме Министерства финансов  РФ № 24-01-09/58179 от 08.09.2017г.

 

Вопрос: Где возможно посмотреть организационный балл  категории  риска на проверку организации?

Ответ: ФАС России подготовлен   п роект постановления Правительства РФ «Об утверждении Критериев отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска при осуществлении Федеральной антимонопольной службой контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Проект постановления направлен на  согласование в Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ и Министерство юстиции РФ. До настоящего времени данное постановление не принято.

Данную информацию Вы можете посмотреть на сайте ФАС России ( http://knd.fas.gov.ru ) раздел Реформа контроля и надзора.

 

Вопрос: Проблема ГОСТ в качестве вариации «от и до» у поставщиков в сумме? Возможность указания ТУ.

Ответ: В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению (п.2 ч.1 ст. 64 ФЗ № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:

- определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

- сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

Таким образом, инструкция по заполнению заявки должна содержать все возможные  случаи (требования) описания  участниками в заявке  показателей товара, работ, услуг («от и до»), позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг.

Данная позиция отражена в письме ФАС России № ИА/44536/16 от 01.07.2016г.  «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке».

В  ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе  содержится запрет на указание товарных знаков и знаков обслуживания (за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки).

Технические условия регистрируются конкретными производителями на конкретные товары, поэтому указание в техническом задании реквизитов технических условий по общему правилу недопустимо как условие, ограничивающее конкуренцию.

Данная позиция отражена в письме Министерства экономического развития  РФ № Д28-2274 от 19.08.2016г.

 

Вопрос: Нужно ли с учетом последних изменений законодательства в проекте контракта указывать формулу расчета пени?

Ответ: Пунктом 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042, определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Таким образом,  законодательством Российской Федерации формул расчета пени за ненадлежащее исполнение заказчиком или поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не предусмотрено.

 

Вопрос: Вправе ли требовать в запросе котировок по 44-ФЗ лицензию, при закупке услуг предрейсового и послерейсового осмотра?

Ответ: Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе  при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») с перечнем работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) в соответствии п. 46        ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о требованиях, предъявляемых к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона.

Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

При этом в силу части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки копии лицензии в составе заявки не допускается, т.к. частью 3 статьи 73 данного Федерального закона (содержание котировочной заявки) не предусмотрено наличие данного документа в составе заявки.

Частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе также не предусмотрено отклонение заявки за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.

Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.

Однако, в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта , если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям , указанным в части 1 , частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следовательно, проверить соответствие участника закупки (победителя запроса котировок) требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе только на этапе заключения контракта, а в случае выявления факта о несоответствии данным требованиям в ходе исполнения контракта, принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вопрос: Возможно ли списание в 2017 году штрафных санкций по постановлениям № 196, № 190, если подрядчик не подписывал акты о признании штрафных санкций в 2015 и 2016 годах?

Ответ: Часть 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в соответствии с которой, заказчик в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, предоставлял отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлял списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) с 1 января 2017 года утратила силу.

При этом действие постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2015г. № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» и постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» истекли 01.01.2016 и 01.01.2017г. соответственно. Следовательно, применение недействующих в 2017 году нормативных актов неправомерно.

 

Вопрос: Должны ли мы проводить аукцион по закупке лекарственных препаратов отдельным лотом на каждое наименование лекарства или можно одним аукционом?

Ответ:

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если объектом закупки являются лекарственные средства, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств только в двух случаях:

- при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (порядок формирования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1086; по состоянию на 01.06.2015 в указанный перечень не включен ни один лекарственный препарат, поэтому закупка по указанному основанию в настоящее время невозможна). По данному основанию Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает (Определение от 21 июня 2017 г. N 310-кг17-1939), что формирование документации на закупку препаратов инсулина (лекарственного препарата Инсуман Рапид ГТ) осуществлялась заказчиком в целях достижения максимального результата лечения заболеваний, с соблюдением принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.

Отсутствие утвержденного в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе перечня лекарственных средств не исключает возможности приобретения заказчиком медицинских препаратов по торговому наименованию, при условии представления обоснования необходимости такой закупки с учетом объективной потребности в соответствующих препаратах, и не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан ( Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1999 № 3-П);

- при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе путем проведения запроса предложений при закупке лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок по указанному основанию предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно размещаться одновременно с заключенным контрактом в реестре контрактов, предусмотренном статьей 103 Закона о контрактной системе, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обезличивания персональных данных пациента. Кроме того, при наличии медицинских показаний и соблюдении указанных выше условий заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика на основании пункта 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую двести тысяч рублей.

Кроме того, пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на включение в предмет одного контракта (одного лота) лекарственных средств с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации (указанное значение установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 № 929), а также запрет на закупку одним лотом лекарственных средств с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

В иных случаях осуществление закупки лекарственных средств по торговым наименованиям является нарушением пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Вопрос: Часть 3 статьи 94 Закона о контрактной системе не устанавливает четких обязанностей, требований к экспертизе (внутренняя экспертиза, силами заказчика) ее срокам, обязанностям заказчика, оформлению? Если нет этапов контракта, а есть ежемесячная оплата, нужно ли проводить экспертизу? В части 6 статьи 94 Закона установлено, что для приемки может создаваться приемочная комиссия, кого заказчик должен включить из работников организации? Является ли нарушением, если акт приемки подписан только поставщиком и руководителем заказчика?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Таким образом, заказчик обязан проводить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги своими силами (силами своих сотрудников) или с привлечением экспертов, экспертных организаций.

Требования к экспертам, экспертным организациям установлены положениями статьи 41 Закона о контрактной системе. При этом, состав определяется заказчиком самостоятельно, исходя из специфики деятельности заказчика и объекта закупки, в количестве не менее 5 человек для приемочной комиссии.

При этом частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом , и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Учитывая изложенное, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги. Отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется.

Таким образом, документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, может быть любой документ (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счет-фактура и т.д.), оформленный и подписанный заказчиком, в том числе руководителем.

При этом законодательство о контрактной системе не ограничивают право заказчика осуществлять проведение экспертизы силами сотрудников заказчика в соответствии с порядком, установленным локальными правовыми актами заказчика.

При этом необходимо отметить, что согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, должны соответствовать данному законодательству.

 

Вопрос: Можно ли направить используемые слайды по адресу электронной почты?

Ответ: Презентации, используемые Управлением в ходе проведения публичных обсуждений, размещены на официальном сайте УФАС по РА (по ссылке http://altr.fas.gov.ru/page/12448 ).

Главным условием договора дарения является то, что он безвозмезден. По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность.
19.10.2017 МФЦ
Камеральные и выездные налоговые проверки не нужны, если ваша компания – участник программы налогового мониторинга.
19.10.2017 УФНС Республики Алтай
В соответствии с трудовыми договорами сотрудникам организации могут выплачиваться премии по итогам работы за год, а также единовременные премии за достигнутые производственные результаты.
19.10.2017 УФНС Республики Алтай
Прокурор Усть-Канского района Александра Акчина приняла участие в оперативном совещании Отделения МВД России по Усть-Канскому району по итогам работы за 9 месяцев 2017 г.,
19.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
Прокуратурой Шебалинского района в ходе мониторинга сети «Интернет» в одной из социальных сетей выявлен видеоролик, в котором мужчина поёт и танцует, демонстрируя большой свежесобранный «букет» верхушечных частей растения,
19.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
Прокуратурой г. Горно-Алтайска проведена проверка, в ходе которой установлено, что организациями не выполняются квоты для приема на работу инвалидов.
19.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
30-летнего наркобарона отправили за решетку на 9,5 лет - Gorno-Altaisk.InfoВ Горно-Алтайске суд вынес приговор по уголовному делу в отношении 30-летнего Владислава Ялатова , который признана виновным в совершении ряда преступлений,
19.10.2017 Gorno-Altaisk.Info
Результаты рассмотрения обращения можно уточнить в интернет-сервисе «Узнать о жалобе» - УФНС Республики АлтайПолучить информацию о ходе и результатах рассмотрения обращения, заявления, жалобы или предложения, направленных в налоговые органы,
19.10.2017 УФНС Республики Алтай
Результаты правоприменительной практики надзорной деятельности рассмотрены в Чойском районе - Министерство труда и социального развитияРезультаты правоприменительной практики надзорной деятельности рассмотрены в Чойском районе Министр труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай А.Г.
19.10.2017 Министерство труда и социального развития
В ресбольнице впервые провели уникальную операцию на селезенке - Gorno-Altaisk.InfoБригада врачей Республиканской больницы во главе с главным хирургом Республики Алтай,
19.10.2017 Gorno-Altaisk.Info
18 октября 2017 года прошел Координационный совет при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай.
19.10.2017 Комитет по делам архивов
Республику Алтай представили на форуме, посвященном 30-летию Российского Детского фонда - Комитет по национальной политике и связям с общественностью14 октября в Колонном зале Дома Союзов города Москвы прошёл Международный съезд волонтёров детства с участием Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы»,
19.10.2017 Комитет по национальной политике и связям с общественностью
Как бобры плотину на Катуни строят. Фотозарисовка - Gorno-Altaisk.InfoБобры облюбовали протоку Катуни в окрестностях Горно-Алтайска, здесь они начали строить плотину.
18.10.2017 Gorno-Altaisk.Info
Прокуратура Онгудайского района провела  проверку исполнения законодательства о противодействии коррупции депутатами Совета депутатов муниципального образования «Елинское сельское поселение».
18.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
Представители общественности приняли участие в творческом марафоне, посвященном Дню алтайского языка - Комитет по национальной политике и связям с общественностьюВ преддверии празднования Дня алтайского языка представители Общественной палаты РА Юрий Балакин, Солли Маркитанова, Айсулу Белекова, Борис Алушкин,
18.10.2017 Комитет по национальной политике и связям с общественностью
Мастер-класс по приготовлению армянских блюд состоялся в Майме - Комитет по национальной политике и связям с общественностьюВ соответствии с программой сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Армения в сфере культуры на 2016-2019 годы Дом дружбы народов РАоткрыл цикл мероприятий,
18.10.2017 Комитет по национальной политике и связям с общественностью
18kollegia minobraz - ГТРК Горный АлтайДоступное дополнительное образование и итоги итоговой государственной аттестации.
18.10.2017 ГТРК Горный Алтай
Прокуратурой Республики Алтай направлено в Горно-Алтайский городской суд уголовное дело по обвинению жителя г. Горно-Алтайска  республики в совершении двух преступлений,
18.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
По результатам проведенного прокуратурой республики мониторинга республиканского законодательства в сфере проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Алтай,
18.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
Прокуратура республики в рамках взаимодействия с органами государственной власти в правотворческой деятельности приняла участие в работе Координационного Совета при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по
18.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
Как разрушить мир: устроить геошторм - Gorno-Altaisk.InfoЧто такое «геошторм» не вполне понятно, но звучит угрожающе. Очередной американский фильм-катастрофа, выходящий на экраны 19 октября, ориентирован на предсказуемую аудиторию – любителей посмотреть,
18.10.2017 Gorno-Altaisk.Info
Проведение II регионального Чемпионата Республики Алтай «Абилимпикс - 2017» - Министерство труда и социального развитияПроведение II регионального Чемпионата Республики Алтай «Абилимпикс - 2017» С 17 по 19 октября 2017 года в г.
18.10.2017 Министерство труда и социального развития
Сегодня, 17 октября 2017 года, заместитель прокурора Майминского района Елена Белявцева приняла участие во второй сессии Совета депутатов Манжерокского сельского поселения,
17.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
На вопросы, касающиеся уплаты имущественных налогов в этом году, ответила Светлана Бондарчук в интервью «Комсомольской правде» - УФНС Республики АлтайВ ближайшие время налогоплательщики, имеющие в собственности квартиру, дом, землю или автомобиль, получат уведомление с суммой налогов, которые надо заплатить до 1 декабря.
17.10.2017 УФНС Республики Алтай
Гуманитарная помощь от «Детского мира» для детей Республики Алтай Благотворительный фонд «Детский мир» предоставляет для Республики Алтай гуманитарную помощь в виде игрушек, развивающих игр, одежды,
17.10.2017 Министерство труда и социального развития
Внимание работодателям всех форм собственности Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай сообщает,
17.10.2017 Министерство труда и социального развития
В Чемале третий раз за год начинает цвести маральник - Gorno-Altaisk.InfoИз-за необычайно теплой погоды в Чемальском районе уже в третий раз с начала года собирается зацвести рододендрон Ледебура, известный также как маральник.
17.10.2017 Gorno-Altaisk.Info
В Улагане разделят поликлинику и больницу - Gorno-Altaisk.InfoНовая поликлиника появится в Улагане, ее разместят отдельно от существующей сейчас районной больницы, поскольку имеющиеся площади не справляются с нагрузкой.
17.10.2017 Gorno-Altaisk.Info
Горно-Алтайский городской суд рассмотрел исковое заявление прокурора города о взыскании в пользу бывшей сотрудницы ПО АНО «Горно-Алтайская автомобильная школа Общероссийской Общественно-государственной Организации «ДОСАА
16.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
На территории Республики Алтай по состоянию на 01.10.2017   задолженность по оплате труда в организациях, которые подпадают под наблюдение органов статистики, отсутствует.
16.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
По закону родители, опекуны или попечители, в том числе и бывшие, имеют право на социальный налоговый вычет за обучение своих детей (подопечных).
16.10.2017 УФНС Республики Алтай
Встреча с ветеранами в городском центре занятости - Министерство труда и социального развитияВстреча с ветеранами в городском центре занятости В Центре занятости населения города Горно-Алтайска 13 октября состоялась встреча с ветеранами службы занятости.
16.10.2017 Министерство труда и социального развития
Клуб «Старшее поколение» - Министерство труда и социального развитияКлуб «Старшее поколение» С 1 по 30 октября в Кош-Агачском районе проводятся культурные и социальные акции и мероприятия, адресованные пожилым людям.
16.10.2017 Министерство труда и социального развития
Республику Алтай представили на форуме, посвященном 30-летию Российского Детского фонда - Комитет по национальной политике и связям с общественностью14 октября в Колонном зале Дома Союзов города Москвы прошёл Международный съезд волонтёров детства с участием Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы»,
19.10.2017 Комитет по национальной политике и связям с общественностью
Результаты правоприменительной практики надзорной деятельности рассмотрены в Чойском районе - Министерство труда и социального развитияРезультаты правоприменительной практики надзорной деятельности рассмотрены в Чойском районе Министр труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай А.Г.
19.10.2017 Министерство труда и социального развития
Результаты рассмотрения обращения можно уточнить в интернет-сервисе «Узнать о жалобе» - УФНС Республики АлтайПолучить информацию о ходе и результатах рассмотрения обращения, заявления, жалобы или предложения, направленных в налоговые органы,
19.10.2017 УФНС Республики Алтай
Состав Общественной палаты пятого созыва сформирован в Республике Алтай
Завершена процедура формирования состава Общественной палаты Республики Алтай нового созыва.
Звезда Алтая
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай вынес приговор по уголовному делу в отношении 30-летнего Владислава Ялатова.
18.10.2017 Прокуратура Республики Алтай
Минстрой назвал Республику Алтай в числе лучших регионов по подготовке к зиме - Altai-Info.comРеспублика Алтай вошла в число регионов России, наиболее качественно подготовившихся к предстоящим холодам.
19.10.2017 Altai-Info.com
Очередной жертвой мошенников стала 35-летняя жительница села Катунь, которую обманули при покупке велосипеда.
18.10.2017 МВД Республики Алтай
Жительница Чемальского района, решившая приобрести велосипед через Интернет, стала жертвой мошенников
Очередной жертвой мошенников стала 35-летняя жительница села Катунь, которую обманули при покупке велосипеда.
Звезда Алтая
За прошедшие выходные в результате дорожно-транспортных происшествий в Республике Алтай погибли два пешехода
С 13 по 15 октября на территории Республики Алтай зарегистрировано 11 дорожно-транспортных происшествий, из них 8 с материальным ущербом и 3 происшествия,
Звезда Алтая
Вынесен обвинительный приговор в отношении должностного лица Министерства сельского хозяйства республики за получение взяток
Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Алтай доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора в отношении Людмилы Растворовой,
Звезда Алтая
Семья мальчика-героя из Республики Алтай очень нуждается в помощи - МЧСВ сентябре этого года мы писали о том, что в селе Усть-Кокса 15-летний подросток спас тонувшего в реке ребенка.
18.10.2017 МЧС
Кто открыл «тайны старого сундука»? - Администрация городаВчера, 18 октября,  городской Дом культуры принимал  гостей, которых в  фойе  ждала    большая ретро-выставка.
19.10.2017 Администрация города
В Горно-Алтайске танцевальная вечеринка в стиле «ретро» собрала пожилых людей - Министерство труда и социального развитияВ Горно-Алтайске танцевальная вечеринка в стиле «ретро» собрала пожилых людей Танцевальная вечеринка в стиле «ретро» под названием «Старость - понятие условное» продолжила праздничный марафон,
19.10.2017 Министерство труда и социального развития
День алтайского языка пройдет в Республике Алтай
Праздничные мероприятия, посвященные Дню алтайского языка, пройдут в Горно-Алтайске 20 октября, в день рождения  известного алтайского поэта, писателя, первого алтайского романиста, классика алтайской литературы Лазаря Кокышева.
Звезда Алтая
Экспедиция АКИН обследовала археологические объекты в Онгудайском районе
В полевой сезон 2017 года археологическая экспедиция Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай проводила археологические разведки на территории Онгудайского района с целью выявления объектов археолог
Звезда Алтая
Акция «Будь на волне, читай!» прошла в Горно-Алтайске
Сотрудники Национальной библиотеки имени М.В. Чевалкова  провели акцию «Будь на волне, читай!», приуроченную к Всероссийскому Дню чтения.
Звезда Алтая
Кормозаготовительная кампания завершается в регионе - Altai-Info.comКормозаготовительные и уборочные работы подходят к завершению в Республике Алтай.
18.10.2017 Altai-Info.com
17raftery - ГТРК Горный АлтайУспех молодых. 4 золота и одну бронзу завоевала юниорская команда РА на Чемпионате и первенстве мира по рафтингу, которые прошли в Японии.
18.10.2017 ГТРК Горный Алтай
Команда УФСИН заняла третье место в соревнованиях по шахматам - УФСИНВ столичном шахматном клубе «Ладья» прошли соревнования по шахматам в зачёт Спартакиады КФК Общества «Динамо» Республики Алтай.
17.10.2017 УФСИН
Студентов Республики Алтай приглашают вступить в стройотряд
Региональное отделение Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» начало свою работу в Республике Алтай.
Звезда Алтая
«Сорочинская ярмарка» в Горно-Алтайске - Gorno-Altaisk.RuКаждый год в столицу Республики Алтай приезжает новосибирский драматический театр «На левом берегу».
19.10.2017 Gorno-Altaisk.Ru
Республика Алтай: «Там тоже скандал на скандале…» - Gorno-Altaisk.RuВ понедельник, 16 октября, в студии «Эхо Москвы» Евгения Альбац вела обсуждение темы губернаторских отставок с  Константином Костиным, председателем правления Фонда развития гражданского общества, Александром Кыневым,
19.10.2017 Gorno-Altaisk.Ru
В заказнике «Салаирский» открыли новую экотропу - Сетевое издание Хан-АлтайВ пятницу, 13-го, сотрудники государственного природного заказника «Салаирский» провели презентацию новой экологической тропы, сообщает пресс-служба администрации Кемеровской области.
19.10.2017 Сетевое издание Хан-Алтай
Дело Потапова пересмотрят по апелляционной инстанции - Сетевое издание Хан-АлтайСуд апелляционной инстанции рассмотрит уголовное дело Александра Потапова с учетом доводов защиты.
19.10.2017 Сетевое издание Хан-Алтай
Грузины остаются в числе наших любимцев - Сетевое издание Хан-АлтайSkyscanner провел опрос почти 1000 российских путешественников, чтобы выявить самые любимые столицы Европы.
19.10.2017 Сетевое издание Хан-Алтай