Необъявленная война энергетиков-5

"Крупную сумму штрафа за кражу электроэнергии заплатит жительница поселка Карасук Майминского района. Женщина в течение долгого времени пользовалась "бесплатной" электроэнергией, не думая о серьезных последствиях перед законом.

Отсутствие договора на технологическое присоединение с электросетевой компанией и счетов за электричество вполне устраивало хозяйку дома. Пока в один из тихих вечеров в дверь не постучали специалисты Майминского РЭС", - говорится на сайте Горно-Алтайских электрических сетей.

По закону был составлен акт бездоговорного потребления электроэнергии за три года с момента последней проверки. Сумма штрафа составила 476 тысяч рублей. Женщина отказалась назвать причины, подтолкнувшие ее на воровство. В присутствии двух понятых энергетики зафиксировали нарушение при помощи фотокамеры. Материалы были переданы в суд.

По решению Майминского районного суда жительница Карасука, помимо указанной суммы штрафа, обязана оплатить пени за невыполнение в указанный срок обязательств в добровольном порядке за каждый день просрочки, а это более 44 тысяч рублей. Взысканием долга занялась служба судебных приставов.

"Энерговор должен отдавать себе отчет в том, что любое, казалось бы, самое незаметное вмешательство в работу прибора учета легко вычисляется специалистами и влечет административную или уголовную ответственность. Серьезные суммы штрафов и тюремные сроки - повод задуматься, стоит ли прибегать к такой "экономии", - заключают энергетики и просят сообщать о случаях энерговоровства анонимно по телефону горячей линии МРСК Сибири: 8 800 1000 380". (Развернутая цитата с информационно-аналитического портала НОВОСТИ АЛТАЯ от 21.10.2015г.).

Я прошу откликнуться жительницу Карасука или ее односельчан - Карасук небольшой, поэтому, думаю, многие наслышаны об этой истории. И я хочу знать детали того, что же произошло на самом деле "тихим вечером". Мой телефон 8 963 198 3393.

Почти лирическое отступление . Меня иногда те, кто звонят, спрашивают: вы юрист? Я честно отвечаю: нет. И нестерпимого зуда в написании каких-либо материалов никогда не испытывала. Хотя иногда добровольно-принудительно, в силу производственной необходимости, крайне редко писала кое-что - например, об открытии какой-нибудь выставки или по случаю профессионального праздника того или другого ведомства. И никогда эти публикации не были подписаны моим именем - это было моим условием. Ну а сейчас, по понятным причинам, я пишу открыто и ни за чью широкую спину не прячусь.

Итак, вернемся в самое начало - к сообщению наших доблестных энергетиков. У меня эта информация вызвала много вопросов. Вызвала потому, что согласно п. 82 Постановления Правительства РФ №354 (со всеми изменениями на 25.12.2015г.) "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель (тот, кто предоставляет потребителю коммунальные услуги) обязан проводить проверки состояния приборов учета и проводить проверки достоверности сведений о показаниях, а согласно п. 83 упомянутого Постановления проверки должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.

Уважаемые, кому неинтересно - шагайте мимо, в "Листке" хватает материалов на все вкусы, от анекдотов и объявлений до программы телевидения и кроссвордов. А тем, кто устал следить за ссылками на законодательные акты, но темой этой интересуется, рекомендую сходить покурить и выпить чаю. А мы идем дальше.

Пункт 84 этого же Постановления сформулирован так: "При непредставлении потребителем исполнителю показаний прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, обязан провести указанную в п.82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета". Далее - п. 85: "Проверка, указанная в п.82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета".

Я не буду перечислять все подпункты (их в п.85 аж 6 штук). Почитайте сами, если кому интересно. Добавлю только еще один пункт - № 34 (подпункт "е"): "Потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) в занимаемое помещение... в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в п. 85 настоящих Правил, время..., а для ликвидации аварий - в любое время".

Тем, у кого нет Интернета, могу дать распечатку этого документа (только, пардон, бумагу для принтера свою несите).

Учитывая минимальные сведения о "тихом вечере" и сопоставляя их с законодательством России, у меня есть как минимум 6 вопросов:

1. Почему энергетики на протяжении ТРЕХ лет не удосужились провести проверку прибора учета и его показаний?

2. Почему энергетики не предъявляли счета хозяйке дома?

3. Почему энергетики не уведомили надлежащим образом жительницу Карасука о предстоящей проверке?

4. Почему энергетики надумали ввалиться к потребителю "тихим вечером"? Разве в ее доме была авария? "Тихим вечером" обыватель, как правило, ужинает и коротает оставшееся до сна время у ТВ-Кисель.

5. Нет ли в этой ситуации признаков, подпадающих под УК России?

6. Какова ориентировочная рыночная стоимость дома жительницы Карасука? Предполагаю - вряд ли выше суммы штрафа.

Повторюсь, я не юрист, но у меня возникли вот такие простые очевидные вопросы. Почему их не возникло у судьи Майминского районного суда при принятии решения (шестой вопрос исключаю - судье, ясен пень, нет дела до имущественного состояния должника)? Тогда под большим вопросом ее (его) профессионализм.

Предполагаю, что для подавляющего большинства потребителей все те нормы законодательства, которые я только что изложила, являются новостью. Новостей будет намного больше, когда вы сами прочитаете указанное Постановление. И тут сам собой оформится следующий вывод: учитывая характер и способы общения энергетиков с потребителями, придется максимально обезопасить себя. Как? Установить на входе на территорию вашего домовладения надежный замок или применить какой-то другой способ (известный только вам и членам вашей семьи), который не позволит энергетикам заявиться к вам в любое удобное для них время без вашего согласия. Я поясню, как это работает, на личном примере.

Те, кто следят за публикациями на эту тему, помнят, что в прошлом номере я попросила энергетиков не откладывать в долгий ящик мое заказное письмо от 11 января. И они не отложили - 14-го числа припаркованная сыном около ворот нашего дома "Тойота" завыла (сработала автосигнализация). Сын вышел и вскоре вернулся с известием о том, что приехали энергетики (вчетвером!) по моему письму, а войти не могут - калитка закрыта на ключ. И тут же последовал звонок некого незнакомца на мой сотовый. Этим незнакомцем оказался один из приехавших энергетиков. Я объяснила ему, что о времени прихода следовало договориться заранее по телефону или с помощью уведомления в почтовый ящик. Пообещала перезвонить через 10 минут, что и сделала. Предложила встретиться завтра, то есть 15-го числа, в 12. "Нет, у меня не получится в 12". - "А когда Вам удобно?" - спрашиваю. В итоге договорились на 14 часов.

Поскольку на раздумье о предполагаемой встрече у меня появилось некоторое время, то была возможность предпринять превентивные меры. Например, пригласить своих знакомых поприсутствовать (кто знает, что на уме у этих энергетиков; коронный прием - срыв пломбы, это ведь доли секунды, а потом доказывай, если не было свидетелей, что ты не верблюд). И вот на следующий день мы все встретились большой компанией (количество энергетиков сократилось до двух), и составили акт, в который вписали показания моего счетчика и счетчика на опоре, чтобы выяснить, насколько велика разница в показаниях (следующий контрольный замер - через 10 дней). Главное, ради чего я это затеяла, было сделано. Однако на некоторые свои вопросы ответа я так и не получила. Например, почему п.13 паспорта дисплея не заполнен, то есть отсутствует информация о том, к какому номеру счетчика этот дисплей подключен. А ведь отсутствие такой информации, судя по звонкам жителей республики, зачастую ведет к путанице, когда потребитель оплачивает показания счетчика соседа. Еще мы поспорили с энергетиком по поводу границ балансовой принадлежности. Он упорно убеждал меня, что граница проходит по столбу, расположенному на третьем по счету участке от моего. Почему бы молодому представителю от энергетического ведомства не подучить матчасть и не почитать для общего развития Постановление №861, включая приложения к нему? Я с некоторых пор думаю, что местные энергетики работают не по российским законам, а по понятиям. Вернее, по внутренним распоряжениям своего начальства.

Вообще говоря, с удивлением отмечаю удивительный факт. Энергетики, вешая лапшу на уши потребителям по поводу "интеллектуальных" счетчиков (а суды республики всех уровней послушно идут у них на поводу), ссылаются исключительно на Постановление Правительства РФ №442. Но, позвольте, отношения "поставщик услуг-потребитель" не регламентируются только этим Постановлением. Есть нам, потребителям, в помощь еще как минимум два очень важных документа - Постановления №861 и №354. Их никто не отменял! В 442-м есть пункты, в которых говорится об автоматизированной системе, они-то как раз и запудрили мозги всем - от потребителей до юристов.

Еще одна "пудра" от энергетиков - вот уже который год длящиеся уверения о том, какие они молодцы, как здорово внедряют прогрессивные технологии и ноу-хау, однако на совещании совета потребителей, состоявшемся в сентябре 2015 года, собравшиеся пришли к общему мнению о привлечении "районных депутатов к работе по информированию населения о плановых ремонтных работах" и подытожили: "Только общими усилиями можно достичь наиболее максимального фронта оповещения конечных потребителей". Короче, очередное бла-бла-бла. Как же достала вся эта надоевшая трепотня на фоне ожидаемого "золотого дождя", который вот-вот польется от хлынувших со всего белого света туристов. Да, истосковавшийся по дикой природе житель мегаполиса получит ее, дикую, сполна. А вот что касается электричества - большой вопрос...

Наше республиканское правительство и депутаты всех уровней сидят ровно (сами знаете на чем) и никак не реагируют на массовые нарушения законодательства энергетиками местной МРСК. Только однажды, летом 2014-го, депутаты Майминского района пригрозили, что обратятся куда следует из-за отключений электроэнергии - им, понимаете ли, неудобно было работать, когда без конца отрубали свет. Видимо, после этого намерения депутатов оставили в покое - теперь у них все в порядке, принтеры и оргтехника не отказывают в самый неподходящий момент, а мы, рядовые потребители, в круг их интересов не попадаем.

Но так, как у нас, происходит, к счастью, не везде. Например, совет депутатов Кемеровской области 8 июня 2015 года провел внеочередное заседание, посвященное произволу, устроенному МРСК Сибири (туда был приглашен и г-н Петухов, гендиректор МРСК Сибири). Трепку там ему задали, видимо, показательную. Объединение в 2008 году сетевых компаний предполагало повышение капитализации МРСК Сибири, создание условий для привлечения долгосрочных инвестиций, хотя администрация Кузбасса изначально ставила под сомнение эффективность таких резких и  глобальных перемен. Что Кузбасс имеет сегодня "благодаря" г-ну Петухову и его соратникам на местах? Да то же самое, что и у нас: из-за высокого процента износа объектов электросетевого комплекса в несколько раз увеличилось число отключений электроэнергии, причем аварии эти носят системный, а не случайный характер. К тому же из утвержденных Региональной энергетической комиссией 1,2 млрд рублей в 2015 году планировалось использовать только... 370 млн рублей, при этом все финансы перетекают в Красноярск (там находится штаб-квартира МРСК Сибири), а в самом Кузбассе остаются рожки да ножки - и на какие шиши проводить обещанную модернизацию? В общем, все как у нас в республике: вместо модернизации - рост аварийности, неисполнение инвестиционных программ, отсутствие необходимых ремонтных работ, сокращение эксплуатационного персонала и, как следствие, увеличение сроков устранения технологических нарушений в электросетях.

Здешняя МРСК только после внесенного директору МРСК Сибири "Горно-Алтайские электрические сети" представления приступила к ремонту энергооборудования в Чойском районе, где износ сетей летом 2015г. составлял 100%. Только вдумайтесь в эту цифру! Директор республиканской МРСК сам-то этого не знал? Ждал, пока прокуратура пнет?

Ну а кемеровчане, всерьез озаботившись энергобезопасностью своего региона, решили обратиться (увы, не в первый раз - это следует из текста сообщения) в Правительство России из-за неудовлетворительного состояния электросетевого хозяйства. Их главная цель - получить возможность передачи управления филиалом МРСК Сибири "Кузбассэнерго-РЭС" на уровень Кемеровской области, что позволит принять меры по устранению нарушений законодательства и приступить к исполнению в полном объеме утвержденных программ. Желаю кемеровчанам удачи в этом непростом деле. Вот это я понимаю - власть, которая вполне внятно и четко излагает свои цели и защищает интересы жителей Кузбасса.

А г-на Петухова и его соратников (они, эти соратники, есть даже на далеком от сибирских широт Кипре в качестве аффилированных акционеров; их там почти 40%) давно пора окоротить и не позволять грести под себя. Они, похоже, и берегов давно не видят, вытесняя другие компании с рынка энергетических услуг. Руководимая Петуховым структура на излете года, аккурат на Новый год, получила почетное первое место в Топе штрафов Кемеровского УФАС  за 2015 год в размере 9 млн рублей.

Люди, будьте бдительны: МРСК Сибири наступают! Энергетики с удвоенным рвением будут выполнять все "хотелки" своего руководства, лишь бы залезть в ваш карман (не будут же они выплачивать штрафы только за свой счет). Мы-то с вами не в Кузбассе живем...

Мария Дьячкова

P.S. Молодой человек-энергетик (с которым мы встречались 15 января у меня дома)! Извините, но по причинам личного порядка не смогу встретиться с Вами 25 января, как договаривались. Предлагаю другую дату - 15 февраля.

М.Д.


 
По теме
Разработанный в Комитете по здравоохранению и социальной защите по инициативе депутатов Михаила Коновалова и Дмитрия Софронова проект закона Республики Алтай «О внесении изменения в статью 9 Закона Республики Алтай «О до
Politsiya-814x612.jpg - МВД Республики Алтай В дежурную часть Отделения МВД России по Чемальскому району, от сотрудников районной больницы поступило сообщение о том, что с ножевыми ранениями к ним был госпитализирован 50 – летний местный житель.
МВД Республики Алтай
Уголовное дело по обвинению жительницы Турочакского района в причинении брату тяжкого вреда здоровью, в результате чего последний скончался, направлено в суд - Следственный комитет Турочакским межрайонным следственным отделом следственного управления СК России по Республике Алтай завершено расследование уголовного дела в отношении 48-летней местной жительницы, обвиняемой в совершении преступления,
Следственный комитет
Росгвардейцы почтили память боевых товарищей - Росгвардия Накануне Дня образования войск национальной гвардии Российской Федерации в кафедральном храме в честь преподобного Макария Алтайского была отслужена панихида по всем погибшим воинам,
Росгвардия
27 марта представители Роспотребнадзора по Республике Алтай  приняли участие в заседании  Республиканской межведомственной комиссии по охране труда.
Роспотребнадзор
26 марта  специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай  выезжали  в Чемальский район  с целью энтомологического обследования территории и учёта численности иксодовых клещей в окрестностях водопада Чечкыш.
Роспотребнадзор
Всемирный день поэзии - ГАГУ В минувший четверг в читальном зале библиотеки состоялось мероприятие «Читаем строки любимых поэтов», приуроченное к Всемирному дню поэзии.
ГАГУ