В числе прочих рассмотренных вопросов был и весьма острый – создавшаяся ситуация с выплатой заработной платы младшему обслуживающему персоналу в образовательных организациях Республики Алтай.
Как многие, вероятно знают, в течение нескольких лет по республике идут суды, на которых вышеуказанные работники отстаивают свое право на районный коэффициент на начисляемый размер минимальной заработной платы.
Кому станет плохо от растущего МРОТ?
По словам Ольги Сафроновой, в республиканской системе образования на трудятся более 5 тысяч человек из числа младшего обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала: «Общий объем средств, направляемых на оплату труда этой категории – около 500 миллионов рублей в год. Сейчас задолженность по зарплате отсутствует, оплата труда производится своевременно. Согласно действующему законодательству, оплата труда работников не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), сейчас он составляет 6 204 рубля при условии полной выработки нормы рабочего времени. В Республике Алтай и в других регионах РФ в настоящее время остро стоит вопрос выплаты районного коэффициента на начисляемый МРОТ. В связи с неоднозначным толкованием статей 129 и 133 Трудового кодекса РФ имеют место массовые обращения в суды работников образовательных учреждений с исковыми требованиями о доначислении районного кэффициента на ранее выплаченную зарплату. Инициируют их как сами сотрудники, так и органы прокуратуры. Вместе с тем решение данного вопроса требует внесения изменений в действующее законодательство РФ. Согласно информации муниципальных образований, для полного финансового обеспечения выплат младшему обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу дополнительно потребуется порядка 140 миллионов рублей. Полностью решена эта проблема в районах, приравненных к Крайнему Северу — Улаганском и Кош-Агачском, необходимые финансовые ресурсы из республиканского бюджета выделены. Однако, ситуация еще больше будет усугубляться, на наш взгляд, в связи с принятым решением на федеральном уровне об увеличении с 1 июля 2016 года МРОТ до 7 500 рублей. Исполнение судебных решений в других муниципальных образованиях приводит к разбалансированности бюджета РА, перекосам в уровне заработной платы работников бюджетной сферы и вызывают несоответствие оплаты труда неквалифицированных и квалифицированных кадров, что приводит к оттоку последних. В целях рассмотрения сложившейся ситуации во исполнение поручения Главы РА, Председателя Правительства РА распоряжением правительства создана рабочая группа для урегулирования вопросов оплаты труд младшему обслуживающему и учебно-вспомогательному персоналу... Детально изучены ситуации в каждой образовательной организации, проведен анализ штатных расписаний, интенсивность труда указанного персонала в муниципальных образовательных организациях. Мониторинг показывает, что в некоторых случаях имеется излишняя штатная численность указанных категорий персонала. Несмотря на существенные изменения условий труда в образовательных учреждениях, произошедшие за последние годы, которые обеспечивают рост производительности труда (установка систем видеонаблюдения, замена устаревшего оборудования, проведение капительных ремонтов зданий и т.д.), должного внимания активизации штатов и графику их рабочего времени не уделяют. Эта работа является требованием современной реальности. На наш взгляд, повсеместно имеются возможности, во-первых, для оптимизационных мероприятий, за счет которых вполне возможно максимально снизить нагрузку на бюджеты в связи с обозначенными судебными решениями о необходимости выплаты районного коэффициента. В первую очередь в этом, конечно же, должны быть заинтересованы главы муниципальных образований, руководители образовательных учреждений. Всем муниципальным образованиям рекомендовано провести ряд мероприятий - хронометраж рабочего времени сотрудников, оптимизация штатов, совершенствование организации труда, привлечение старшеклассников к трудовым обязанностям, перераспределение трудовых обязанностей между персоналом, изменение графиков работы и другие. В настоящее время эта работа во всех МО начата и проводится. Это позволит нам высвободить часть ресурсов и оплатить за счет этого имеющиеся судебные решения...
Этой проблемой мы занимаемся совместно с органами местного самоуправления, знаем ситуацию по каждому муниципальному образованию, обязательно изыщем возможность ее урегулирования , постараемся к 1 июля проблему снять».
- Есть уже судебные решения, по которым нужно возмещать средства, - напомнил Виктор Ромашкин, - если мы берем фонд оплаты, который есть – этого уже не выполнить. И даже если сейчас все решим, с теперешним размером МРОТ, с 1 июля он вырастет на 21 процент. То есть, за счет чего будем гасить долги по судебным решениями и где будем изыскивать средства после 1 июля? Будем сами изыскивать или федерация будет помогать, ведь решение о повышении МРОТ — федеральное... Это значит, что минимальная зарплата у нас должна быть не ниже 10,5 тысячи рублей...
- Судебные решения сейчас во всех муниципалитетах исполняются, - ответила Ольга Сафронова, - все судебные издержки оплачиваются за счет имеющихся ресурсов для оплаты труда прочему персоналу. Что же касается повышения МРОТ с 1 июля – это вопрос, который требует изучения, и мы этим тоже занимаемся... будут или нет дополнительные деньги от федерации, пока неизвестно.
Выступил руководитель республиканских профсоюзов Андрей Ищенко. По его мнению, ни о какой правовой коллизии говорить не приходится: «Сегодня четко оговорено, и судебные решения это подтверждают, что минимальная заработная плата должна состоять из минимальной заработной платы плюс районный коэффициент. Мы проехали по всем муниципальным образованиям, своими силами они из ситуации выйти не смогут и называют цифры в 12-18 миллионов рублей по каждому МО, и с 1 июля еще ситуация усугубится. Когда в 2012 году были приняты указы президента по доведению средней заработной платы бюджетной сферы до средней по экономике, это касалось категории специалистов, но как раз технический, обслуживающий персонал под эти указы не попадет. Было очень много обращений, и только город и Майма решили вопрос по младшим воспитателям. Все остальные остались на заработной плате, равно МРОТ — 6 204 рубля... За чертой бедности у нас живет 22 процента населения РА, при этом по России в целом - 13 процентов. Изыскание средств в ресбюджете поможет выйти из ситуации, федеральный центр здесь дополнительных ассигнований не даст. Конечно, необходимо принимать решение... А настрой людей говорит о том, что ситуация будет усугубляться. Сегодня, действительно, есть ряд моментов по оптимизации персонала, но где-то это возможно, а где-то и нет, это палка о двух концах. Соблюдение чистоты, качество питания — об этом тоже нужно задумываться.
Прозвучала цифра в 140 миллионов рублей. Часть ее может быть сокращена посредством оптимизации, часть – за счет помощи от федерального центра. Персонал ставят в такие условия, под определенный нажим, естественно, люди боятся.... Необходим прямой диалог руководителей с людьми. Мы еще три года назад говорили о том, что эти средства (по судам) нужно выплачивать поэтапно.
Вячеслав Уханов сообщил, что не менее сложная ситуация с выплатой МРОТ наблюдается и в культуре. Депутат считает, что есть необходимость обратиться за финансовой поддержкой в федеральный центр.
Без федерального центра не справиться
Иван Белеков заметил, что во всех районах ситуация разная, «вот в Коксе полегче», на что Ольга Сафронова заявила, что это потому, что «там последовали нашим рекомендациям и определенную работу провели». В пику этому Виктор Ромашкин заявил, что, во-первых, там, где приняты судебные решения, уже никакая оптимизация не поможет, платить-то нужно по утвержденным ставкам, а что касается той же Усть-Коксы, там все неоднородно: «Я тоже там был, и там в каких-то школах проблем нет, поскольку быстренько приняли ставку 0,7 и тем самым подогнали, а, допустим, в Чендекской школе уже есть решение суда от 26 января, и тут плачь, но делай... я опасаюсь, не стало бы так: где ставка была, сделаем ее 0,7, а с 1 июля сделаем на 0,5, и тогда вроде нормально... В любом случае, без помощи муниципалитетам никакая оптимизация не получится. Может быть, из резервного фонда взять — хотя бы туда, где уже есть судебные решения и деньги нужно выплачивать».
- Помощь муниципалитетам оказывается, и она целевая, тут предмета для беспокойства не должно быть, - сказала министр финансов РА Ольга Завьялова. - Но противоречие законодательству есть, но есть решения судов и мы готовы их исполнять. Оптимизация не всегда означает сокращения, может быть, в отдельных случаях это и увеличения...
Укмет Альпимов считает, что сложилась абсолютно нездоровая ситуация, когда у одной проблемы два толкования. «Власти, мы, утверждая бюджет, принимаем МРОТ, с 1 января 2016 года он стал 6 204 рубля, но правоохранители и несогласные люди трактуют МРОТ иначе, согласно постулатам федерального законодательства. В создавшейся ситуации следует прийти к одному толкованию. Если бюджет не позволяет нам поступать иначе, или, например, наше законодательство позволяет нам МРОТ понимать так, то и прокуратура, и суды, и все мы должны это людям одинаково объяснять. Оптимизация,финансовая сторона – это очень сложный вопрос... За правительством решение этих проблем, и нужно, чтоб вопрос из экономического не стал политическим».
Геннадий Сумин считает, что такой высокодотационный регион как Республика Алтай без дополнительных средств из федерального бюджета не справится, а оптимизировать у нас, по большому счету, некуда, а ком нарастает. Говоря об альтернативных вариантах, он предложил компенсировать младшему обслуживающему персоналу недоплаты в виде предоставления земельных участков, снижения платежей за квартиру, компенсации за оплату детских садов и т.д., хотя сам депутат признал, что такое решение «может быть, немножко авантюрное».
Николай Малчинов считает, что власти республики, насколько это возможно, должны не доводить дело до судов. Методы «либо снизить зарплату, либо уволить» практически ничего не помогут сэкономить, считает он.
«Сельскохозяйственные» цифры и суммы
Депутаты заслушали информацию министра сельского хозяйства РА Виктора Безрученкова по вопросу реализации подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация» Государственной программы РА «Развитие сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
В агропромышленном комплексе Республики Алтай действуют:113 сельскохозяйственных организаций;1800 крестьянских (фермерских) хозяйств; 56 тысяч личных подсобных хозяйств. Их количество с каждым годом увеличиваются. В прошлом году на поддержку программы «Начинающий фермер» было выделено около 58 миллионов рублей, почти 45 миллионов было выделено на поддержку семейных животноводческих ферм. В этом году объем поддержки начинающим фермерам будет увеличен почти в два раза.
В 2015 году министерством возмещалось от 40 до 80 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение новой техники и оборудования, в то время как в 2013 и 2014 годах этот процент составлял 30. Субсидии в 2015 году доведены до 14, 394 миллиона рублей.
На компенсацию части затрат на приобретение оборудования по переработке мяса субсидии доведены до 9, 424 миллиона рублей. В 2013-2014 годах такие выплаты не производились.
Министерством в отчетном году компенсировались затраты на оплату первоначального взноса на приобретение новой техники на условиях финансовой аренды (лизинга и сублизинга). Снижение выплат по данному направлению вызвано ликвидацией ООО «Лизинговая компания «Алтай-Агро», где приобреталось до 90 процентов новой техники.
По словам министра, в 2015 году семь предприятий получили субсидии по переработке сельскохозяйственной продукции. Удалось ввести ряд убойных пунктов в Шебалинском, Чемальском районах, проведена техническая модернизация убойных пунктов в Улаганском, Онгудайском районах. Планируется введение двух новых убойных пунктов в Усть-Коксинском районе и Кош-Агачском.
Выступая с содокладом, председатель комитета по аграрной политике, экологии и природопользованию Василий Манышев заявил, что, на его взгляд, подпрограмма министерством в целом успешно выполняется: растет энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций, постепенно обновляется парк сельскохозяйственной техники, модернизируется оборудование организаций, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.
Говоря об отдельных успехах от вложенных средств, Манышев выразил сожаление, что, в общем-то, немалые финансовые вложения ожидаемого глобального эффекта пока не дали. В числе причин малой эффективности он назвал недостаточную кормовую базу, низкие закупочные цены, проблемы с рынком сбыта. Депутат уверен, что для дальнейшего продвижения вперед нужна кооперация сельскохозяйственных товаропроизводителей: «Они могли бы объединяться для заготовки кормов, переработки и сбыта продукции».
Василий Манышев считает, что сегодня отрасли не достает регулирующего воздействия исполнительных и муниципальных органов власти для повсеместного объединения сельхозпроизводителей. Нужны меры бюджетного стимулирования кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей, нужно заинтересовывать людей объединяться. А такие возможности есть, как в молочной отрасли, так и в переработке мясной продукции.
В качестве примера он привел в Усть-Канский район, где модернизировано несколько сельскохозяйственных организаций по производству молока, построен модуль по переработке молока, а молоко возят на переработку в Усть-Коксинский и Шебалинский районы. То же самое с переработкой мяса: есть объект переработки, есть поголовье, есть кормовая база, а продукции нет. Вероятно, профильному министерству следует более продуманно подходить к отбору кандидатов на получение грантов. Прежде чем давать большие суммы, надо все просчитать. Например, сможет ли эффективно использовать грант в объеме 11 миллионов рублей сельскохозяйственный потребительский кооператив «Усть-Канмолоко»? Не эффективнее было бы скооперировать уже работающих сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков молока и дать им грант?Говоря о судьбе ОАО «Алтайская Республиканская Лизинговая Компания» с уставным фондом в размере 26 миллионов рублей, Василий Карманчинович отметил, что судьба данной организации должна решаться после подробного анализа ее деятельности, ее расходов и активов. Если данное общество эффективно и полезно – необходимо финансировать из ресбюджета, если нет – искать другие пути поддержки лизинга.
***
Президиум также рассмотрел вопрос «О проведении международной научно-практической конференции на тему «Алтай – Россия: через века в будущее». Как заявил Вячеслав Уханов, глава профильного комитета, на конференции предполагается раскрыть ряд направлений – значение вхождения Алтая в состав России, как пример укрепления многонационального единства Российского государства; историко-цивилизационная общность народов Евразии, а также единство культурного и природного разнообразия – основа устойчивого развития алтайского региона. Для участия в работе Международной научно-практической конференции будут приглашены ученые, общественные и государственные деятели России, а также приграничных районов Монголии и Казахстана (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Барнаул, Новосибирск, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха-Якутия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Республика Калмыкия).
Кроме того, комитет по законодательству и национальной политике, который возглавляет Виктор Ромашкин, планирует провести 18 мая круглый стол на тему «Республика Алтай - регион религиозной толерантности».
Инна Жулаева