Детский проект «Алтай полиэтнический»

Проект «Алтай полиэтнический» Региональной детской общественной организации «Алтынсай – Золотые орешки» стал возможным  благодаря государственной поддержке некоммерческих организаций Правительством Республики Алтай в 2011-2012 году. В связи с последними событиями в селе Топучая Шебалинского района, данный материал может быть полезен не только для людей, кто тесно связан с детьми или общественными организациями, но и для каждого жителя Республики Алтай. Идея данного проекта заключается в следующем: на всей территории республики провести планомерную работу по выявлению активных детей, детей-лидеров из числа всех этнических и конфессиональных образований, которые представлены в нашем регионе. На следующем этапе проекта необходимо было собирать этих детей в условиях, приближенных к походным и вести с ними работу по воспитанию доброго отношения, или как это принято называть сегодня - толерантности!

Другими словами мы хотели сделать туристский лагерь-экспедицию, для детей всех национальностей, народностей и вероисповеданий, представленных на территории Республики Алтай, задействовав 8 этнических общностей и 8 конфессий традиционных вероисповеданий Алтая, и еще провести работу с  другой категорией детей по экологии  и этническим традициям в данной сфере.  

Интернациональная модель построения лагеря-экспедиции в этом проекте была главным методом в работе по профилактике межконфессиональных и межэтнических конфликтов. Кроме того, мы рассчитывали на последующую долгосрочную воспитательную работу с лидерами молодежи и всеми, кто участвовал в нашем проекте.

Для  проекта «Алтай полиэтнический»  была написана специальная педагогическая программа с одноименным названием.  Но доброе отношение нельзя привить из-под палки или по указанию сверху, для этого необходимо нечто большее. И тут нам видится лишь один выход. Необходимо делать это через  комплекс мер по расширению детского кругозора о вероисповеданиях и народах, проживающих рядом с ними  в одном регионе; правил общения и поведения с  представителями иных национальностей и вероисповеданий. И главное – это популяризация идей, заложенных Д.С.Лихачевым, И.А. Ильиным и Л.Н.Гумилевым о равенстве народов и отсутствии неполноценных этносов. Мы и сами не замечаем часто, как ругаем, например, американцев, считая их ущербными и глупыми, подшучивая над ними, между тем, это точно такое же проявление национальной нетерпимости, только в иной форме.

Поскольку финансовая поддержка проекта была лишь частичной, реализовать первую часть запланированных мероприятий, направленных на выявление лидеров и активистов пришлось по несколько иной схеме. Изначально планировалось провести занятия во всех районах республики, чтоб выявить подобных детей и рассказать о соседних этносах их традициях и верованиях. В рамках занятий предполагалось выдать лекционные часы по особенностям тех или иных вероисповеданий, представленных в районе, чтоб провести предварительную работу по этнологии.

Мы – народы, живущие в одной республике, не очень-то разбираемся в особенностях веры друг друга. Традиция поклонения алтайцев духам и священным объектам многими не воспринимается всерьез. Можно часто видеть, как вместо кусочка чистой материи – дьалама,  на деревьях у источника или на вершине перевала, как на новогодней елке, висит все что угодно, начиная от носовых платков и салфеток и заканчивая  полиэтиленовыми пакетами. Такое отношение к традициям алтайского народа может быть оправдано, да и то с очень большой натяжкой, только невежеством. А вот списывать все на наличие иного вероисповедание и нежелание от этого уважать языческую традицию, не может быть аргументом в данном случае. Да и русские люди все реже и реже вспоминают свои национальные обряды, танцы и песни.  Если же попросить назвать русскую народную песню, очень многие, наверное,  тут же скажут «Ой, цветет калина».

Административное деление в нашей республике во многом соотносится с разделением по межконфессиональному составу, а межнациональные различия способствовали возникновению дополнительных этнических различий даже между малыми народами. Так, например, в Улаганском районе проживают этнические алтайцы, исповедующие православие, и только там мы до сих пор можем встретить русские личные имена, которые нынче уже считаются «устаревшими». Улаганские алтайцы, они же потомки народа теле не похожи по своему поведению на теленгитов Чуйской степи. Русские из Турочака отличаются от русских из Усть-Коксы. Все эти особенности субэтносов Республики Алтай обязательно должны учитываться в любом воспитательном процессе.

Для проведения палаточного лагеря мы пригласили активистов из числа нашей организации. И с 9 по 19 июня близ села Усть-Муны, на берегу реки Катунь, в месте впадения реки Мунушка, проходил детский палаточный лагерь «Алтай полиэтнический», который состоял из двух профильных смен: этноэкологической  и полиэтнической. На данном мероприятии были представлены дети из 9 муниципальных образований Республики Алтай, 22 учебных заведений. Для работы с детьми были привлечены: преподаватели ГАГУ, Бийского лесного техникума,  специалисты  Министерства лесного хозяйства РА, Чергинского питомника, педагоги и методисты АОУ ДОД РА «РЦДОД», ансамбль «Туматуриха» во главе с Е.В. Болтовской, руководитель волонтерского отряда из Алтайского края Р.Е. Клыков и председатель Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай (АКИН) В.П.Ойношев.

Так можно сказать о нашем мероприятии на сухом языке отчетности, но всегда хочется поделиться какими-то интересными моментами, которые, может быть, помогут  людям, работающим в нашей билингвистической и поликультурной среде. Поэтому, разрешите  подробнее остановиться именно на таком моменте.

Вечерние мероприятия проходили у костра, в месте, которое называлось «восьмиугольник» (с цифрой 8 очень многое связано в русской культуре). В один из таких вечеров, возникла ситуация недопонимания из-за национальных традиций. Микроконфликт на культурной почве. Русские девушки предложили провести игру с прыжками через костер, казалось бы, такая обычная народная забава-игра, с которой ассоциируется сказка «Снегурочка» и праздник «Ивана-купала», что может быть более традиционнее?! Но это не понравилось представителям алтайского этноса – тоже девушкам, чтящим свои национальные традиции. У алтайцев очаг и костер являются священными символами. Нельзя бросать отходы и мусор в огонь, который всегда был центральным местом в любом жилище.  На этой почве возник   конфликт, небольшая словесная перепалка. Общими усилиями удалось сгладить весь негатив от происшедшего.

Как никто иной,  педагоги имеют уникальную возможность сблизить людей и сблизить народы, ведь с детьми это будет гораздо легче, нежели со взрослыми. И именно педагоги могут и усилить неприязнь, вызванную зачастую поверхностным мнением о соседней культуре.

Ситуация с костром наглядно продемонстрировала нам, что главная цель проекта – профилактика межнациональных конфликтов среди детей является очень актуальной, а форма мероприятий оказалась наиболее эффективной для выявления граней противоречий и углов непониманий. Программа следующих дней была скорректирована с учетом    случившегося.  Во время визита в музей алтайской культуры в селе Чемал, экскурсовод и хранительница Т. Бардина, особое место в своем рассказе уделила значению очага и костра для алтайцев, как полисемантического символа.

В селе Чемал, силами московского фотографа-журналиста В.Павлова, был восстановлен православный монастырь на скалистом острове посреди реки Катунь. Рядом с монастырем стоит Музей алтайской культуры, основанный А.Бардиным. Его вдова всем посетителям рассказывает о  верованиях алтайцев, стоящих одной ногой в язычестве, другой в буддизме и тенгрианстве.  Долгими зимними вечерами Т.Бардина и семья православного батюшки ходят к друг другу в гости, пьют чай, общаются и дружат Люди двух разных национальностей и вероисповеданий живут бок о бок и не испытывают от этого никаких комплексов.

Во время экскурсии на остров Патмос, ребята из Усть-Канского района - представители алтайского этноса,  заслушав рассказ о работе по восстановлению монастыря, вдохновились описанием благородного дела и  задали вопрос: «Почему никто не восстановит разрушенный монастырь в Усть-Канском районе, который местные жители называют Девичьи плесы»?  Дети, а не взрослые задали такой вопрос; дети, многие из которых впервые посетили православный храм.

Проникновение в культурологические глубины философии русской культуры  происходило на мастер-классе по изготовлению народных кукол. Его проводила Болтовская Елена Валентиновна, собирательница песен, обрядов, знаток русского костюма, руководительница народного коллектива.  Девушки из алтайских семей смогли понять и прочувствовать культурную традицию русской куклы, которая воплотила в себе разные  бытовые и духовные грани русской жизни. Дети, чтящие традиции алтайского народа, с опасением вовлекались в процесс изготовления русских традиционных кукол, считая, что в этом заключается некий сакральный и даже магический смысл, вторгаться в который было бы неправильно с точки зрения алтайца. Но с большим интересом слушали теоретическую часть, задавали вопросы и пытались играть с готовыми куклами. Русские девушки сделали куколку «Прощеница», «Желанице» и «В дорогу». В соответствии с традицией кукла «Прощеница», она же «Кукушка» или «Троицкая кукла» была опущена в воды Катуни, как того требовал обычай.

Большинство из присутствовавших на мероприятии русских детей, были удивлены богатством русских народных игр, которые в первозданном виде были продемонстрированы для всех участников лагеря фольклорным ансамблем «Туматуриха». Игры, песни, образцы костюмов участницы ансамбля собирают самостоятельно в селах республики и Алтайского края. Преподавательско-вожатский состав смены был захвачен фольклорными занятиями, песнями и играми, которыми поделились настоящие народные артисты. Русские народные забавы не оставили равнодушными  детей из неблагополучных семей, представителей школы-интернат, они активно включились в мероприятие, после чего с ними удалось наладить неформальный контакт, что до этого момента сделать было сложно. Хочется лишний раз вспомнить Л.Н.Гумилева, утверждавшего, что народ – это феномен биосферы и системная целостность!

Для работы с детьми на этноэкологической смене были привлечены: преподаватели Горно-Алтайского государственного университета, Бийского лесохозяйственного техникума,  специалисты  Министерства лесного хозяйства Республики Алтай, Чергинского питомника, педагоги эколого-биологического отдела Республиканского Центра дополнительного образования  детей («РЦДОД»).

В рамках проведения смены прошел Республиканский профильный экологический практикум «Исследователь природы 2012» «Лесная школа 2012». Юными защитниками леса показывали пожарные вертолеты и средства пожаротушения; коллекции древесных вредителей и коллекцию образцов деревьев; вывозили в настоящий лесопитомник и ботанический сад.

С детьми были проведены беседы об особенностях  этнических традиций экологии алтайцев, о том, что  для коренных жителей Алтая их земля является священной и неприкасаемой. Алтай как единый организм, с которым необходимо обращаться как с живым человеком. Эти беседы явились важным дополнением к полученным на практикуме знаниям. Так, заслуживает внимания тот факт, что окружающий лес, где находился лагерь, по мнению специалиста по лесопатологи А. Гребенщиковой, не имеет будущего, а максимальный возраст его существования ограничивается сроком в 150-300 лет. Такая ситуация сложилась из-за активного туристского вмешательства человека на всем протяжении федеральной трассы М-52 от Соузги до Чемала и отсутствия подроста.    
Руководитель волонтерского отряда «Art-окоп» из села Тальменка, находящегося в  Алтайском крае, Клыков Роман Евгеньевич проводил мастер-класс по организации волонтерской работы и  досуговой деятельности. На данный момент волонтерский отряд  «Art-окоп» состоит из 58 человек и является единственным волонтерским (не студенческим, а именно волонтерским отрядом) в Алтайском крае.

Сотрудник полиции Гревцев Виктор Сергеевич провел с детьми беседу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и детского пивного алкоголизма.

Общение с председателем «Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай» Василием Петровичем Ойношевым стало одним из ключевых моментов мероприятия. Ребята с большим вниманием слушали лекцию о прошлом Алтая, после чего задавали вопросы и  беседа затянулась на несколько часов. Всем понравилось предложенная В.Ойношевым идея о создании инициативной группы по выявлению и защите исторических и культурных памятников на территории Республики Алтай. Данная инициатива могла бы быть реализована внутри организации «Алтынсай – Золотые орешки», через структуру местных отделений, находящихся во всех районах республики.

Хотелось бы спросить  чиновников и депутатов: почему отсутствует в программе школьный предмет народоведение? Дисциплина, которая бы знакомила детей с культурой и традициями народов нашей страны отсутствует в программе общеобразовательных школ! Мало знать название этноса, хотя и этого-то не все знают, необходимо знать основы традиций тех народов, которые образуют национальные республики в составе Российской Федерации! Не всякий житель Республики Алтай знает, чем отличается кумандинец от тубалара, а ламаист от буддиста или алтайца исповедующего Ак Jан, и тем острее этот вопрос, чем становится взрослее новое поколение, которое самовоспитывается на знаниях из Интернет-энциклопедии Википедия.  Так и растут наши дети, не сильно утруждаемые знаниями по этнологии родной страны и родного края, ведь предмет «народоведение» не фигурирует в списке ЕГЭ!

 Темир Трояков.
РДОО «Алтынсай – Золотые орешки»

Ещё новости о событии:

Проект «Алтай полиэтнический» Региональной детской общественной организации «Алтынсай – Золотые орешки» стал возможным  благодаря государственной поддержке некоммерческих организаций Правительством Ре
17:38 19.09.2012 Министерство культуры - Горно-Алтайск
img - Министерство культуры
Проект «Алтай полиэтнический» Региональной детской общественной организации «Алтынсай – Золотые орешки» стал возможным  благодаря государственной поддержке некоммерческих организаций Правительством Ре
14:39 19.09.2012 Министерство культуры - Горно-Алтайск
 
По теме
Организатором проекта для многодетных семей выступила АНО «УК «Саровско-Дивеевский кластер» при поддержке ФАДН России и ФГБУ «Дом народов России» Начался прием заявок на Всероссийский конкурс многодетных семей «Больша
 Приглашаем вокалистов, хоров и вокальных ансамблей, вокально-инструментальных групп, малых ансамблевых форм в возрастных категориях от 18 до 60+ лет принять участие в Песенном Фестивале-конкурсе «От колыбели любовь к матери».
Politsiya-814x612.jpg - МВД Республики Алтай В дежурную часть Отделения МВД России по Чемальскому району, от сотрудников районной больницы поступило сообщение о том, что с ножевыми ранениями к ним был госпитализирован 50 – летний местный житель.
МВД Республики Алтай
Уголовное дело по обвинению жительницы Турочакского района в причинении брату тяжкого вреда здоровью, в результате чего последний скончался, направлено в суд - Следственный комитет Турочакским межрайонным следственным отделом следственного управления СК России по Республике Алтай завершено расследование уголовного дела в отношении 48-летней местной жительницы, обвиняемой в совершении преступления,
Следственный комитет
Прокурором Республики Алтай Анатолием Богданчиковым поддержано государственное обвинение в отношении жителя Алтайского края, который признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст.
Прокуратура Республики Алтай
27 марта представители Роспотребнадзора по Республике Алтай  приняли участие в заседании  Республиканской межведомственной комиссии по охране труда.
Роспотребнадзор
26 марта  специалисты Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай  выезжали  в Чемальский район  с целью энтомологического обследования территории и учёта численности иксодовых клещей в окрестностях водопада Чечкыш.
Роспотребнадзор
Всемирный день поэзии - ГАГУ В минувший четверг в читальном зале библиотеки состоялось мероприятие «Читаем строки любимых поэтов», приуроченное к Всемирному дню поэзии.
ГАГУ